Выявление и собирание доказательств по делуМатериалы / Стадии доказывания в гражданском процессе: проблемы видовой классификации / Выявление и собирание доказательств по делуСтраница 13
5. Суд предлагает сторонам судебного разбирательства право сделать замечания и дать объяснения относительно представленного истцом доказательства.
6. Суд предлагает сторонам судебного разбирательства право заявить ходатайство, заявление относительно представленного истцом доказательства.
7. Суд выясняет у сторон судебного разбирательства, считают ли они исследованным представленное истцом доказательство на данный момент судебного разбирательства.
Оценка доказательств в суде
С точки зрения гражданского процесса вся познавательная «соль» доказывания концентрируется на стадии оценки доказательств, которая включает проверку судом их относимости и допустимости, доброкачественности средств доказывания, установление истинности содержащихся в них данных и определение доказательственной силы этих данных, т. е. решение вопроса о том, можно ли на основании оцениваемого доказательства сделать соответствующий истине вывод о существовании искомого обстоятельства.
Правовая сторона оценки доказательств выражается в соблюдении требований процессуального и материального законов, регулирующих порядок исследования доказательств, условия оценки доказательств судом и ее отражение в судебном решении.
Емко и точно определяет оценку доказательств В.А. Лазарева: « .это мыслительная деятельность, состоящая в анализе и синтезе содержания и формы доказательства и завершающаяся выводом об относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства и достаточности в целом их совокупности для принятия процессуального решения».
Оценка доказательств включает определение достаточности их как для принятия отдельных решений, так и при формулировании окончательных выводов по делу. Речь идет об определении полноты и достоверности всей системы доказательств, ее доброкачественности, о возможности на ее основе установить истину и принять правильные решения.
Доказательствами по смыслу процессуального законодательства становятся сведения о фактах на стадии их признания публичным субъектом юридического познания (судом, прокурором, следователем), поэтому именно к данной категории субъектов обращается законодатель, формулируя принципы оценки доказательств. Подчеркнем, что в этом видится логическое противоречие – оцениваются сведения о фактах, не ставшие еще доказательствами в буквальном законодательном смысле данного понятия.
Публичный субъект юридического познания оценивает доказательства на основе установленных в законе (ст. 67 ГПК РФ) принципов, т.е. общих правовых требований. При их формулировании учтены диалектические законы познания (всесторонность, объективность) и психологические аспекты мыслительной деятельности субъектов, в частности роль внутреннего убеждения.
Оценка доказательств по внутреннему убеждению состоит в том, что только сам публичный субъект юридического познания решает вопросы о достоверности доказательств, истинности или ложности содержащихся в доказательствах сведений, достаточности их для окончательного вывода.
Отметим, что при рассмотрении конкретных споров суды не всегда глубоко анализируют обстоятельства, существенные доказательства остаются вне их внимания и им не дается оценка по правилам ст. 71 АПК РФ, ст. 67 ГПК РФ. В данных случаях, inter alia, происходит ненадлежащее применение судейского усмотрения. Неблагоприятным последствием является отмена судебных постановлений.
Смотрите также
Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
В своей работе я хочу
рассмотреть такую тему как "Основания
возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений".
Сторонами
трудовых отношений являются работник и ра ...
Управление в черезвычайных ситуациях
На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются -
чрезвычайные ситуации) и тенденция роста ко ...
Исполнительная власть и административные правонарушения
Конституция РФ, закрепляя единую систему
органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного
перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных
...