Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с судебной властью
Материалы / Полномочия Президента РФ / Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с судебной властью
Страница 3

Верховный Суд Российской Федерации, оставляя данные требования без удовлетворения, в ряде своих решений сформулировал правовые позиции о том, что, "будучи институтом конституционного права, помилование входит в сферу исключительной компетенции Президента Российской Федерации и не связано с вопросами привлечения к ответственности и применения наказания, относящимися к ведению судебной власти.

Процедура помилования не реализуется уголовно-процессуальным законодательством и осуществляется за пределами правосудия. Акт о помиловании является актом гуманизма и милосердия и не может расцениваться как назначение наказания за совершенное преступление". Таким образом, реализуя свое конституционное полномочие по осуществлению помилования, Президент Российской Федерации руководствуется законодательством, действующим на момент издания соответствующего указа, а не тем, которое применялось в момент совершения преступления осужденным лицом. Еще ранее аналогичная правовая позиция была выражена Конституционным Судом Российской Федерации. В соответствии с ней "помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминированное ему деяние, и постановленные приговором суда по конкретному делу".

Не являясь формой ревизии вступившего в законную силу приговора суда по уголовному делу, акт Президента Российской Федерации о помиловании оказывает влияние лишь на порядок исполнения соответствующего приговора. Исходя из этого, в частности, замена смертной казни в порядке помилования длительным лишением свободы не является отступлением от требований ч. 2 ст. 22 Конституции, в соответствии с которой лишение свободы в любой форме на срок более 48 часов допустимо лишь по судебному решению. Поэтому лицо, которое помиловано, не утрачивает права в установленных уголовно-процессуальным законом формах добиваться отмены соответствующего обвинительного приговора суда.

В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции вопросы помилования находятся в исключительном ведении Российской Федерации. До 2002 г. ходатайства о помиловании осужденных поступали в Управление Президента Российской Федерации по вопросам помилования, которое готовило необходимую документацию для решения вопроса по существу. Эти материалы направлялись затем в Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации и с ее рекомендациями поступали на утверждение главе государства. Произошедшая в 2001 г. реформа процедуры рассмотрения ходатайств о помиловании в известной мере придала ей децентрализованный характер, что не вполне соответствует федеральному статусу этого института.

Анализ Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации и практики его применения позволяет указать на ряд проблем.

Во-первых, как уже отмечалось, Конституция гарантирует каждому осужденному право просить о помиловании. При этом в вышеуказанном Положении содержится ряд норм ограничительного характера: устанавливающих, например, те категории осужденных, в отношении которых помилование, "как правило", не допускается: злостные нарушители режима, лица, которые ранее освобождались от отбывания наказания условно-досрочно, вследствие акта об амнистии или помилования и др. (п. 2 Положения), или запрещающих повторное рассмотрение обращения осужденного ранее чем через год после отклонения Президентом его предыдущего ходатайства о помиловании, "за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования" (п. 16 Положения). Признавая обоснованность этих норм, следует отметить, что, хотя формально они сами по себе не препятствуют осужденному "просить" о помиловании, все же, исходя из ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, предпочтительно, чтобы они содержались в федеральном законе, а не в нормативном акте Президента.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
    Осознавая значимость построения единого информационно-правового пространства, роль правовой культуры в развитии гражданского общества, стремясь реализовать постулаты, изложенные в основных д ...

    Криминологическая характеристика групповой преступности
    Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что преступная активность населения в значительной части выражается в групповых посягательствах. Очевидно, что предупреждение групповой пр ...

    Процессуальное положение подозреваемого
    Сразу же я хочу дать определение подозреваемому и рассмотреть ситуации, в которых гражданина можно считать таковым и при каких условиях его можно задержать. Подозреваемый – лицо, задержа ...