Полномочия Президента РФМатериалы / Полномочия Президента РФ
Закрепление и реализация принципа разделения власти легли в основу конституционного развития многих государств мира, провозгласивших демократические ценности и взявших путь на управление страной на основе законности во благо страны и своего народа.
Ставка на данный основополагающий принцип построения правового государства дала положительный результат при формировании и развитии систем и структур власти за рубежом.Что касается отечественного опыта, то после распада СССР и с самого начала становления Российской Федерации как суверенного государства было задано направление на создание демократического правового государства с развитым гражданским обществом и другими демократическими институтами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. В ее ст. 10 закреплен и принцип разделения власти (с соответствующим механизмом «сдержек и противовесов») – одна из важнейших основ российской демократии.
Однако, как показывает российская практика, с каждым годом этот механизм, итак не особенно совершенный изначально в контексте принципа разделения власти согласно его классической трактовке, последовательно претерпевал и претерпевает сейчас немало изменений, в том числе в сторону усиления президентской вертикали власти и расширения полномочий главы государства. Особенно явно такая тенденция усилилась в последнее десятилетие, что породило даже принципиально новый для нашей страны и мировой практики государственного управления – политический институт в форме тандема «глава государства – председатель правительства».
Можно, как нам представляется, констатировать, что специфика действия конституционного принципа разделения власти в Российской Федерации заключается в фактическом становлении самостоятельной президентской власти. Реалии современной России таковы, что от эффективного использования полномочий Президента РФ зависит устойчивая работа всего государственного механизма и реализация принципа разделения власти.
В настоящее время очевидным является и то, что рассмотрение вопроса о действенности конституционного принципа разделения власти в нашей стране невозможно без обращения к анализу полномочий Президента Российской Федерации как главы государства, исследования его места и роли в системе органов государственной власти. Институт главы государства сегодня по своему правовому статусу не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вместе с тем Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В соответствии с Конституцией РФ Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, главнокомандующим Вооруженными Силами страны, возглавляет Государственный совет и Совет безопасности. Не говоря уже о множестве консультативных и совещательных органов высшего уровня государственного управления.
Обращает на себя внимание и тот факт, что за весь период существования института президентства в России, различными нормативными правовыми актами было введено более 450 новых полномочий Президента РФ в разных сферах. Среди них такие полномочия, как представление на утверждение законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ, установление системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в целом. Более того, в научно-правовой среде возникла точка зрения о существовании так называемых «скрытых» полномочий Президента.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с формирование, конституционно-правовым закреплением и реализацией полномочий Президента РФ.
Предмет работы – действующее конституционное законодательство, регламентирующее полномочия Президента РФ, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, разъяснения Конституционного Суда РФ.
Целью настоящей работы является исследование конституционно-правовой регламентации полномочий Президента РФ.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные источники, регламентирующие полномочия Президента РФ.
2. Исследовать содержание и рассмотреть основания классификации полномочий Президента РФ.
3. Проанализировать объем и характер полномочий Президента РФ в системе разделения властей, а именно:
- полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с исполнительной властью;
- полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью;
- полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с судебной властью;
4. Изучить иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
- Нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия Президента РФ
- Содержание и классификация полномочий Президента РФ
- Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с исполнительной власть
- Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
- Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с судебной властью
- Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Смотрите также
Понятие и классификация принципов трудового права
Известно, что право выступает
в виде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т.д.),
регламентируя отдельные стороны поведения людей. Чтобы выяснить содержание и
назначение п ...
Банкротство юридических лиц
В любой цивилизованной стране
с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма
правового регулирования рыночных отношений является законодательство о
несостоятельност ...
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Производство
по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц необходимо рассматривать
как совокупность исключительных управомочивающих, обязывающих и запрещающих
юридических норм, ре ...