Нарушение права на жизнь и здоровье
Материалы / Компенсация морального вреда / Нарушение права на жизнь и здоровье
Страница 6

Нарушение прав потребителей

Статья 151 ГК РФ определяет моральный вред как причинение гражданину нравственных и физических страданий. Наряду с этим законодатель по-разному подходит к случаям причинения морального вреда посягательством на принадлежащие гражданину личные неимущественные права либо иные нематериальные блага, с одной стороны, и посягательством на те права и интересы гражданина, которые не охватываются категорией нематериальных благ, с другой.

Если моральный вред причинен гражданину посягательством на принадлежащее ему нематериальное благо, то он, при наличии предусмотренных законом условий, возмещается независимо от того, предусмотрено ли такое возмещение специальным законом или нет. Но если моральный вред причинен посягательством на какое-либо нематериальное благо, которое находит свое выражение в имущественном праве, то он подлежит возмещению лишь тогда, когда существует специальный закон, предусматривающий такое возмещение. Так, в настоящее время возмещение морального вреда, причиненного в связи с нарушением имущественных прав граждан, установлено законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г.

В соответствии со статьей 15 данного закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Сфера применения Закона "О защите прав потребителей" очень широка. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" разъяснено, что к отношениям, регулируемым названным Законом, в частности, относятся отношения: вытекающие из договоров купли-продажи, имущественного найма, в том числе бытового проката; безвозмездного пользования имуществом; найма (аренды) жилого помещения, в том числе отношения между наймодателем (арендодателем) и нанимателем (арендатором) по ремонту жилищного фонда, обеспечению ремонта инженерного оборудования, обеспечению коммунальными услугами, которые он обязан предоставить, поскольку это является одним из условий жилищного найма (аренды), подряда, в том числе бытового заказа и абонементного обслуживания, перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг, в том числе предоставление кредитов для личных бытовых нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуг по приему у граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей; из договоров на оказание консультационных услуг и других договоров. Это означает, что в случае нарушения прав граждан при выполнении обязательств по названным договорам, а также другим договорам, связанным с обслуживанием граждан, им может быть возмещен моральный вред.

Так, например, гражданка К. в ноябре 1999 года заключила с фирмой "Сервислюкс" договор на изготовление и установку оконных блоков и дверей со сроком исполнения заказа 1 месяц и предоплатой 50%. По истечении установленного срока заказ выполнен не был. К. обратилась с претензиями в "Сервислюкс". В ответ на это фирма установила оконные блоки и двери, оказавшиеся впоследствии ненадлежащего качества.

Гражданка К. обратилась в суд с требованиями возвратить ей уплаченные в порядке предоплаты деньги, взыскать с фирмы "Сервислюкс" неустойку в размере, установленном договором, возместить убытки, а также истица потребовала компенсации морального вреда. Принимая во внимание степень вины ответчика, а также тот факт, что у истицы, инвалида третьей группы, ухудшилось здоровье, явившийся следствием переживаний по вине ответчика, суд удовлетворил требования истицы, снизив размер компенсации морального вреда с 5 тысяч до 2 тысяч рублей.

Другой пример, который можно было бы привести, касается некачественного оказания услуг телефонной связи. Гражданин В. обратился в суд с иском о взыскании неустойки за некачественное предоставление телефонных услуг и компенсации морального вреда. Около пяти месяцев в квартире у истца периодически не работал телефон, в связи с чем он неоднократно обращался с жалобами на телефонную станцию. Истец находится на пенсии и проживает в квартире один, по состоянию здоровья постоянно нуждается в медицинской помощи. Хождение по различным инстанциям отняло у него много сил и здоровья, Суд удовлетворил требования истца.

Анализируя судебную практику, можно сказать, что процент исков о компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителей, среди всего количества исков, включающих в себя требования о компенсации морального вреда, один из самых значительных. Так, из рассмотренных Волгодонским городским судом в 1999 году 300 дел о компенсации морального вреда около 45% составили дела о компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Наследование по завещанию
    "В современных условиях имущество, которое может принадлежать гражданину на праве собственности, ни ограничено, ни по составу, ни по количеству, ни по стоимости. В частной собственности ...

    Понятие и виды личных неимущественных прав
    Анализ отдельных норм ГК и других правовых актов показывает, что личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, в действительности имеют позитивное содержание и именно рег ...

    Правовое положение кооперативных организаций в РФ
    Кооперативы как вид объединения коллектива единомышленников для осуществления определенной деятельности (хозяйственной, производственной, торговой), появились в нашей стране давно. Первые о ...