Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 22

Президент СССР обладал полномочия в сфере чрезвычайной деятельности государства. Он имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах, ввести временное президентское правление на той или иной территории.

В соответствии с действовавшим законодательством, Президент СССР:

выступал гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

принимал необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально - государственного устройства СССР;

представлял Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;

обеспечивал взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

представлял Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны;

информировал Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

представлял Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, а затем представлял этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение;

входил с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;

ставил перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР;

по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождал от должности и назначал членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР.

Важные функции были у Президента и в сфере законодательной власти. Его компетенция в этой сфере заключалась в следующем:

подписание законов СССР;

он был вправе возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывал закон;

приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР.

В случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, Президент СССР рассматривал спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Если достичь согласия не удавалось, и могла возникнуть реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, Президент мог внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.

Президент СССР на основе и во исполнение Конституции СССР и законов СССР издавал указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в состав которого входили высшие государственные должностные лица союзных республик. В заседаниях Совета Федерации были вправе участвовать высшие государственные должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

    Смотрите также

    Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
    Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респ ...

    Место Президента РФ в системе разделения властей
    Актуальность темы в необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены Президенту Российской Федерации по Конституции РФ. ...

    Освобождение от уголовной ответственности
    Главными приоритетами в соответствии с Конституцией Российской Федерации выступают права и свободы человека и гражданина. В их реализации важнейшую роль играет поведение человека. Современна ...