Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 17

Как видим, полное и категорическое непризнание принципа разделения властей в его классическом понимании сменилось безусловным признанием необходимости его введения.

Подобное отношение привело к тому, что в обществе устоялось мнение о необходимости его введения в чистом виде, без анализа применимости к российским реалиям.

Принцип разделения властей практически не интерпретировался, критика по его поводу отсутствовала.

Как справедливо отмечает М.Р. Сафаров, «плюрализм и принцип разделения властей стал основным тезисом надвигающихся изменении».

В этот период принцип разделения властей получил не только формальное юридическое закрепление, но и начал реально воплощаться в жизнь.

Как отмечается в литературе, период перестройки отличался тем, что «постоянно шло активное изменение существующих государственной и политической системы общества в целом и движение в сторону восприятия многих общепризнанных в мире признаков государственности, функционирующей на основе принципа разделения властей».

В самом начале перестройки продолжала доминировать идея о единстве государственной власти в лице Советов. Поэтому шла речь не столько о разделении властей, сколько о разделении государственно-властных функций между государственными органами. Причем вопрос о разделении функций переносился из государственной сферы, на партийную и общественную. Стало уделяться большее внимание четкому разделению функций государственных и партийных органов, недопустимости дублирования и подмены их друг другом.

Эти идеи и нашли свое отражение в основных нормативных правовых актах советского государства, устанавливающих систему государственной власти.

В конце 80-х - начале 90-х гг. в отношении к принципу разделения властей наметился резкий поворот. В частности, в 1991 г. был учрежден пост Президента СССР, образовывался Конституционный Суд. Это свидетельствовало о реальном выделении и укреплении исполнительной и судебной власти в механизме государства.

Закрепление в последующем в Конституции России 1992 года положения о том, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 3) означало официальное признание этой теории.

Таким образом, применительно к государственно-правовой жизни реформируемой России в период перестройки принцип разделения властей не только признавался формально юридически, но и шаг за шагом стал воплощаться в практику.

Экономическая основа СССР претерпела изменения. В соответствии с действующей на тот момент Конституцией СССР предполагалось наличие следующих видов собственности: частной («советских граждан»), коллективной и государственной. Это, по нашему мнению, сделало необратимым дальнейший ход реформ.

В Конституции указывались важные принципы формы государства. Подчеркивалось, что Союз Советских Социалистических Республик -единое союзное многонациональное государство. По-новому был закреплен принцип федерализма. Подчеркивалось, что СССР образован в результате свободного самоопределения наций. Предусматривалось равноправие союзных республик и их добровольное объединение. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

    Смотрите также

    Уголовно-правовая характеристика грабежа
    Экономическая политика государства последних десятилетий имела немало отрицательных факторов. Это привело к тому, что, прежде всего, произошло снижение жизненного уровня населения и снижени ...

    Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации
    На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращен ...

    Государственные границы
    Темой настоящей работы является «Государственные границы». Данная тема довольно интересная, а содержание ее актуальности лежит на поверхности. В современном мире, где существует множество г ...