Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 18
1 декабря 1988 г. был принят ряд законов, устанавливающих новую структуру органов государственной власти. С этого момента и следует вести отсчет реформирования советского государственного аппарата. Были приняты законы: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона СССР)» и «О выборах народных депутатов СССР».
14 марта 1990 г. принят Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений Конституции (Основного 126 Закона) СССР». В результате, в стране окончательно установилась новая структура органов государственной власти.
В перестроечный период органами власти СССР являлись Президент СССР, Совет Министров СССР, Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, Совет Федерации и Комитет конституционного надзора.
Союз Советских Социалистических Республик оставался «социалистическим общенародным государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Поэтому на данном этапе реформировалась лишь политическая система.
По своему типу СССР продолжал оставаться советской республикой. Конституция подтверждала, что власть в СССР принадлежит народу, но осуществляется через Советы народных депутатов.
Таким образом, Советы продолжали составлять политическую основу СССР на всем периоде существования советской республики.
Все государственные органы формально были подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Кроме того, весь период истории отечественного государства называется «советской республикой». Ни одно государство с республиканской формой правления не имела аналогичных советам органов.
В этой связи, считаем целесообразным детально изучить компетенцию и структуру данного института.
В структуру Советов народных депутатов входили на федеральном уровне - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР; на уровне союзных республик - Съезды народных депутатов и Верховные Советы союзных и автономных республик; на областном и краевом уровне - Советы народных депутатов автономных областей, автономных округов, краевые, областные. Другие административно-территориальные единицы также имели свои Советы.
Вышеперечисленные Советы народных депутатов являлись представительными органами власти СССР. Отличие от современной законодательной власти, Советы представляли иерархическую структуру органов с федеральной централизацией.
Советы всех уровней имели председателей. В местных Советах, создавались президиумы. Председатель и президиумы организовывали всю работу Советов. Исполкомы и их аппарат эту функцию утратили, что должно было исключить подмену Советов исполкомами.
Была установлена система ограничений для служащих других государственных органов относительно возможности их работы в Советах. Демократизировался этап выдвижения кандидатов в депутаты.
Советам стали подконтрольны государственные органы и должностные лица на территории, на которую распространялась их компетенция.
По-новому была организована избирательная система. Право выдвигать кандидатов получили избиратели по месту жительства. Были образованы избирательные округа исходя из определенной численности избирателей, а не жителей.
Смотрите также
Правовая природа договора лизинга
Актуальность темы
исследования. В настоящее время в нашем государстве всё ещё очень остро
стоит вопрос обновления основных средств и материально-технической базы
российских предприятий. К с ...
Особенности судебной практики по делам о недостойных наследниках
Не секрет, что на почве раздела
имущества между родственниками чуть ли не у смертного одра наследодателя могут
возникать всяческие ссоры, да еще при этом сопровождающиеся взаимными
обвинени ...
Наставничество в Красносельской управе
Актуальность выбранной для
исследования проблемы обуславливается несколькими обстоятельствами.
Во-первых, во всех сферах
деятельности на современном этапе в условиях становления постиндус ...