Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 25
В Постановлении указывалось: «в связи с многочисленными обращениями трудящихся, высказывающими беспокойство о судьбах Союза ССР, и учитывая, что сохранение единого Союзного государства является важнейшим вопросом государственной жизни, затрагивает интересы каждого человека, всего населения Советского Союза, Съезд народных депутатов СССР постановил провести референдум СССР для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик с учетом результатов голосования по каждой республике в отдельности».
За сохранение Союза высказалось 76,4 % населения.Одновременно, в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. высшим руководством страны была предпринята попытка государственного переворота. Было объявлено, что ввиду невозможности исполнения Президентом своих функций создавался Государственный комитет по чрезвычайному положению в составе 8 человек.
ГКЧП был создан для управления страной в нарушение закона о режиме чрезвычайного положения. Вместе с тем, от его имени издан ряд указов, в которых было заявлено о необходимости защиты Конституции и Союзного государства от экстремистских сил. В поддержку своей позиции ГКЧП ввел в Москву войска. В ответ Президент РСФСР объявил создание ГКЧП незаконным, а его указы преступным деянием. Попытка переворота провалилась и 21-22 августа заговорщики были арестованы.
В этот период Президент СССР подписывает указ о приостановлении деятельности КПСС, Генеральным секретарем которой он являлся.
Вместе с тем эти события сорвали назначенное на 20 августа подписание нового Союзного договора. На повестку дня стал вопрос о новом государственном устройстве СССР.
Начался следующий виток реформирования всех государственных структур. Поскольку еще существовало союзное пространство, возникла необходимость согласования внешней и внутренней политики республик. Для этих целей был создан Государственный Совет в составе Президента СССР и первых должностных лиц республик. Для координации управления народным хозяйством был создан Межреспубликанский экономический комитет.
1 сентября 1991 г. руководители 10 союзных республик (РСФСР, Украина, Беларусь, Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) выразили готовность подписать договор о союзе суверенных государств. Президенты СССР и РСФСР издали указы о приостановлении, а затем о прекращении деятельности КПСС и КП РСФСР и об имуществе КПСС. 14 сентября Госсовет СССР принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР.
14 ноября в участники заседания Госсовета СССР согласовали текст нового варианта Союзного договора, предусматривавшего формой государственного устройства Союза Суверенных Государств конфедерацию. Вместе с тем 8 декабря 1991 г. руководители трех республик - РСФСР, Украины и Беларуси тайно собравшиеся в Беловежской пуще, заявили, что СССР «как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», деятельность органов СССР прекращается.
Выли подписаны заявления глав государств о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), соглашения и заявления о координации экономической политики и др. Объявлялось, что соглашение о создании СНГ открыто для присоединения всех членов бывшего СССР.
Смотрите также
Понятие и содержание права наследования
Актуальность темы исследования. Вопрос о судьбе имущества гражданина после его смерти
чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы всех участников гражданского
оборота - физических и юр ...
Влияние антимонопольного регулирования на международную передачу технологий
В Республике Беларусь проводится
политика либерализации экономических отношений и интеграции в мировую
хозяйственную систему. Важными элементами этих усилий являются обеспечение
конкуренции ...
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Производство
по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц необходимо рассматривать
как совокупность исключительных управомочивающих, обязывающих и запрещающих
юридических норм, ре ...