Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 16
2.3. Республиканская форма правления в период перестройки
К началу 80-х гг. застой во всех областях общественной жизни привел общество к мысли о необходимости экономических и социально-политических преобразований.
В середине 1980-х гг. руководством страны была выдвинута идея об «ускорении научно-технического прогресса» и активизации человеческого фактора. Однако этот лозунг не был подкреплен реальными реформами в социально-политической сфере и в области экономики.
Возникло намерение обновить государственный механизм в соответствии с общественными потребностями. На XIX партконференции были сформулированы понятия «правовое государство» и «гражданское общество» применительно к СССР. При этом подчеркивалось, что обновленное государство должно реализовать приоритет закона в деле формирования баланса человеческих, социальных, политических и иных сил в самоуправляющемся обществе.
Так, на апрельском Пленуме ЦК КПСС в 1985 г. была выдвинута концепция перестройки. Впоследствии она была конкретизирована на XXVII съезде партии. Суть концепции состояла в том, что требовалось обеспечить переход от административно-командных методов руководства на всех уровнях к экономическим, а в области экономики - переход к рынку.
13 июня 1990 г. Верховный Совет принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР».
Одновременно началось обновление общественных и политических структур.
С.А. Авакьян предлагает периодизацию конституционных реформ периода перестройки. По его мнению, первая союзная конституционная реформа приходится на 1 декабря 1988 г. Она выразилась в принятии Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и Закона «О выборах народных депутатов СССР».
Второй период начался с момента принятия II Съездом (23 декабря 1989 г.) новой редакции статьи 125 Конституции - о Комитете конституционного надзора СССР, - и был принят Закон о конституционном надзоре в СССР.
Третий этап реформ начался 14 марта 1990 г.
Остановимся на общих результатах реформ и их последствиях для республиканской формы правления для России. Следует отметить, что в советской правовой науке теории разделения властей уделялось недостаточное внимание. До перестройки о данной теории речь велась в основном с критических позиций. Основываясь на теории марксизма-ленинизма, ученые утверждали, что эта концепция применяется господствующим классом буржуазии лишь в той мере, в какой она соответствует сложившимся отношениям.
С началом перестройки научная мысль оживилась, и о теории разделения властей стали говорить больше. Не вдаваясь в глубокие размышления, представители общественности предлагали механически заимствовать эту концепцию. Повсеместно развивалась и поддерживалась мысль о том, что «наличие в государственном механизме принципа разделения властей - это хорошо, а его отсутствие - очень плохо».
Так, А. Мигранян указывает: «из-за отсутствия в нашей политической системе постоянно действующей профессиональной сферы законодательной власти, разделения властей и механизма сдержек и противовесов, сосредоточения власти в едином центре, в партийных органах на различных уровнях и при бюрократической иерархической структуре организации процесса управления наше общество столкнулось с тем, что на каждом уровне власти высший руководитель превращался практически в самозванца на каждом уровне власти, в каждом большом и маленьком институте общества». Подобное высказывание носит более эмоциональный, чем научный характер.
Смотрите также
Юридические коллизии в системе правовых противоречий
В России действует большое
количество законов, иных нормативных актов, многие из которых попросту не
работают, а другие то и дело вступают в противоречия друг с другом.
Нерешенность указанн ...
Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
Гарантии деятельности
депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь представляют собой условия для работы в Парламенте данным
должностны ...
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Раздел XVII УПК РФ,
регулирующий вопросы уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий должностных лиц, перечисленных в статье 447 УПК РФ, имеет
положительное значение в уголов ...