Становление принципа разделения властейМатериалы / Исследование принципа разделения властей / Становление принципа разделения властейСтраница 9
Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в руках одного лица или органа. Не менее важна и другая сторона этой доктрины — рассуждение о том, не приведут ли расчленение властей и их взаимная сбалансированность к параличу власти, к безвластию, при которых также неизбежны разрушение государства и гибель свободы.
Предотвратить подобное развитие событий могут, по Монтескье, согласованность и взаимодействие властей.Конкретные рецепты организации власти, предлагаемые Ш. Монтескье, ограничены доступными ему знаниями и представлениями. Многие из них сегодня не могут быть восприняты иначе как анахронизм, как нечто устаревшее. Но положение о том, что плохо организованная и плохо осуществляемая власть не менее опасна, чем ее отсутствие, остается весьма актуальным и в наши дни.
У доктрины разделения властей оказалась непростая судьба. Она получила широкое признание и поддержку со стороны самых прогрессивных сил, стала одним из главных постулатов демократической конституционно-правовой теории. Наконец, она нашла свое прямое отражение и закрепление в основных законах передовых государств, а сегодня стала ведущим конституционным принципом практически всех государств мира.
Впервые в Беларуси отдельные положения принципа разделения властей были реализованы в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г., а конституционное закрепление этот принцип нашел в Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 г. В разделе пятом “Урад цi вызначэнне публiчных улад” закреплялось прогрессивное положение о том, что “ всякая власть в человеческом обществе берет начало от воли народа” и должна состоять из трех властей: “законодательной власти , высшей исполнительной власти в руках короля и власти судебной”. Конституция Речи Посполитой просуществовала до 1793 г., затем наша республика (в современном понимании) вошла в состав Российской Империи. Принцип разделения властей отвергался самодержавной природой власти монарха.
До начала двадцатого века было сложно говорить о разделении полномочий между различными органами государства. Поиск изменения путей политического режима В СССР привел во второй половине 80-ых годов к признанию принципа разделения властей. Однако только после введения института президентства в СССР, провозглашения независимости БССР, принятия Конституции и введения президентства в нашей республике этот принцип был конституционно закреплен и начал функционировать как один из основных в организации государственной власти.
В силу статьи 6 Конституции “государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга”.
Реализация принципа разделения властей в белорусской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно статье 3 Конституции, является народ Республики Беларусь. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 3 “Президент Республики Беларусь”, объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Республики Беларусь, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Республики Беларусь.
Смотрите также
Государственная власть: понятие, признаки, структура
Словосочетание « государственная власть»
употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К
попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий ...
Анализ особенностей регулирования труда работников автотранспорта
Трудовое право является важной основой
для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской
Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа р ...
Расследование разбойных нападений
Построение правового
государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания
эффективного механизма противодействия преступности. Эффективное и полное
раскрытие и рассле ...