Становление принципа разделения властейМатериалы / Исследование принципа разделения властей / Становление принципа разделения властейСтраница 10
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина.
Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.Если дальше развивать идею единства государственной власти, то необходимо отметить, что она имеет три различных аспекта: социальное единство власти, что должно проистекать из единства природы господствующих в обществе социальных групп; единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов и организационно-правовое единство, когда отвергается разделение властей и органами государственной власти признается только определенный вид органов.
Социальное единство может быть рассмотрено с двух точек зрения: немарксистской концепции и с точки зрения марксистской концепции. Вопрос о социальном единстве государственной власти в немарксистских концепциях или вообще не ставится, или ограничивается ссылками на принадлежность власти к народу. С точки зрения марксистской концепции социальное единство государственной власти обеспечивается принадлежностью политической власти в социалистических странах трудящимся.
Второй аспект государственной власти - единство принципиальных идей и направлений деятельности всех государственных органов. В демократических странах он находит свое выражение в положении о социальном, правовом государстве, в нормах о социальной свободе личности, в положении об укреплении многообразия форм собственности, об основных направлениях и целях внешней политики государства, об основных задачах и согласованных целях деятельности государственного аппарата, то есть такие положения обязывают все органы государства действовать в едином русле по принципиальным вопросам государственной политики. Детальное выражение единство принципиальных целей и направлений деятельности государственной власти получило в основных законах бывших стран социалистической ориентации.
Третий - организационно-правовой аспект единства государственной власти, он получил наиболее детальное закрепление в советских конституциях, где была принята концепция Советов как единственных органов государственной власти снизу доверху. Это так называемая моноцефальная система государственного аппарата, в основу которой положен принцип единовластия.
Принцип разделения властей в современных условиях нашей страны может быть воспринят и реализован лишь в контексте концепции и практики единства государственной власти, проявляющейся в организационно-правовом аспекте и с учетом единых принципиальных идей и направлений деятельности органов государства, а именно, идеи правового государства. Разделение властей необходимо рассматривать не как цель, поскольку власть едина, а ветви власти независимы и самостоятельны лишь в тех пределах, в которых это отвечает интересам государства и общества.
Смотрите также
Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
Чтоб понять актуальность моей
работы, а обратилась к цифрам в недавнем выступлении на пресс-конференции заместителя
министра юстиции России Юрия Калинина: "В настоящее время в следствен ...
Криминологическая характеристика преступления
Преступность как не ординарное явление всегда интересовала не
только специалистов, но и многих других людей. Человечество живет в страхе
перед преступностью и столько, сколько оно существует ...
Личные неимущественные права и их защита
В современном цивилизованном
демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение.
Всеобщая декларация прав
человека (1948 г), Международный пакт об экономических, социал ...