Становление принципа разделения властей
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Становление принципа разделения властей
Страница 8

Согласно Монтескье, существуют три “образа правления”: республиканский, монархический и деспотический. Республиканское — это такое правление, при котором верховная власть находится в руках всего народа или части его.

Монархическим именуется правление, осуществляемое одним человеком, но на основе и посредством установленных неизменных законов. Наконец, деспотическим является правление, осуществляемое волей и произволом одного лица.

Республика, в которой власть принадлежит всему народу, — это демократия. Если же она находится в руках части народа, то речь идет об аристократии (правлении избранных). Народ, обладающий верховной властью, должен делать сам все, что он в состоянии хорошо выполнить. То, что он сам не в состоянии выполнить, он должен осуществлять через посредство своих представителей.

На первый взгляд, может показаться несколько странным, что наряду с законодательной фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это довольно просто. Вторая и третья власти (по перечислению, но не по значимости), в отличие от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление.

В одном случае при посредстве правительственной деятельности, в другом — посредством судебной деятельности. В этом смысле можно говорить о том, что и та и другая обеспечивают исполнение закона. Но смешивать их, конечно, недопустимо.

Указание на то, что соединение различных властей в руках одного лица или органа неизбежно ведет к удушению политической свободы, составляет сердцевину самой доктрины разделения властей. “Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их”. В приведенных словах обращает на себя внимание еще одно обстоятельство — закон отнюдь не всегда справедлив и бесспорен, бывают и тиранические законы.

И так, законодательная и исполнительная (правительственная) власти должны быть отделены. Но Монтескье одновременно констатирует, что в большинстве современных ему европейских государств монарх обладает двумя первыми властями. Как же должно быть? Идеал он видит в британской конституционной монархии, где эти власти на практике отделены, что и обеспечивает сохранение свободы. Если, однако, соединение двух первых властей — это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям. “Не будет свободы ., если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем “.

Наконец, что произойдет, если соединены все три власти? Ответ достаточно лаконичен и прост. В этом случае неизбежны установление самого жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы. Подтверждений этому как из истории классических государств древности, так и современных ему Монтескье приводит более чем достаточно.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

    Смотрите также

    Исполнительная власть и административные правонарушения
    Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных ...

    Деятельность местных исполкомов
    Я, Иванова Ольга Ивановна, студентка 4-го курса Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины в период с 30 июня 2010 г. по 1 июля 2010 г. проходила практику в администрации Сов ...

    Понятие и виды объектов гражданского права
    Объектами гражданских прав являются материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения. Иными словами объектами граждан ...