Становление принципа разделения властей
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Становление принципа разделения властей
Страница 11

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов.

Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Элементами системы сдержек и противовесов являются:

- срочность полномочий должностных лиц различных уровней;

- несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления;

- право вето на законопроекты;

- право роспуска парламента;

- контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов;

- конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента

- независимость судейского корпуса.

Из всего сказанного можно сделать несколько следующих выводов. Разделения властей представляет собой действующий механизм организации и конкретной реализации государственной власти. Реальность существования разделения властей подтверждается практикой формирования и функционирования последнего.

Существуют законодательная, исполнительная и судебная власти, которые должны быть отделены друг от друга. Основная идея концепции разделения властей заключается в том, что ни одна из трех властей не должна иметь абсолютного преимущества перед другой, это значит, все ветви власти находятся в равновесии.

Ни одна власть не может заменить другую, забирать компетенцию у другой, если эта компетенция принадлежит ей в силу Конституции и законов, равно как переложить свои функции на органы, которые представляют другую ветвь власти, когда это не предусмотрено Конституцией и законом. Это значит, что власти самостоятельны, потому что ни одна из ветвей не должна вмешиваться в прерогативы другой и особенно не допустимо слияние одной власти с другой.

Самостоятельность властей не означает их изоляцию, полное отделение друг от друга, поэтому можно вести разговор об их относительном отделении. На самом деле деятельность одной ветви власти касается другой, проникает в нее. Это значит, что для достижения общих целей каждая ветвь власти своей деятельностью дополняет другую, если последняя не владеет достаточными возможностями и когда это допускает Конституция.

Концептуально разделение властей предусматривает, что конституционная система государства должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими. Власти должны ограничить свои действия границами полномочий, закрепленных Конституцией. Это система, которую называют системой сдержек и противовесов, направлена на рационализацию всей системы государственной власти.

Теорию разделения властей нельзя рассматривать как какую-то аксиому. Данная концепция находится в процессе развития: она постоянно меняется и дополняется. Доктрина разделения властей отражает особенности конституционного закрепления и специфику реализации соответствующего принципа в отдельных современных государствах с их историческими особенностями и национальными традициями. Таким образом, концепция разделения властей нигде не осуществляется в чистом виде, является не догмой, а ориентиром, общим принципом, который необходимо иметь ввиду при решении конкретных задач построения государственного механизма.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

    Смотрите также

    Механизм индивидуального преступного поведения
    При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность ...

    Правоотношения родителей и детей
    Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что семья находится под защитой государства и укрепление семьи - одно из важных направлений социальной программы развития нашего общества. Г ...

    Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    В соответствии со ст. 46 УПК подозреваемым признается лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ст. 146 и ст. 147 УПК); либо которое задержано по подозрению в совершении преступ ...