Способы, методы и
критерии эффективности наставничества в государственном органеМатериалы / Наставничество в Красносельской управе / Способы, методы и
критерии эффективности наставничества в государственном органеСтраница 3
1) Формирование критических случаев. Группа экспертов (это могут быть специалисты отдела управления персоналом или обычные служащие) описывает примеры эффективного и не эффективного поведения ученика или наставника, характерные для конкретной должности, конкретного подразделения, конкретного государственного органа.
2) Систематизация критических случаев. Эксперты систематизируют примеры поведения по принципу их схожести по 5 – 10 факторам измерения производственного поведения. Каждому фактору дается название.
3) Проверка соответствия примеров поведения факторам. Другая экспертная группа повторяет этап систематизации критических случаев. Если больше 20% экспертов второй группы отнесли какие-либо из примеров к другим факторам, то эти критические случаи исключаются как неоднозначные.
4) Разработка шкалы случаев. Вторая группа еще раз оценивает целесообразность каждого фактора и примера поведения (с точки зрения эффективности отражения служебного поведения), а затем ранжируют их (обычно используются 5 – 9 уровневые шкалы, отражающие эффективности усвоения информации в процессе обучения).
5) Разработка окончательного инструмента. Каждый фактор расписывается в виде шкалы, описывающей примеры поведения.
Несмотря на то, что разработка BARS может занимать больше времени, чем разработка других методов оценки, у этой технологии есть ряд преимуществ:
− оценки по BARS относительно постоянны и надежны;
− удобность предоставления обратной связи;
− постоянство результатов оценки;
− критические случаи на шкале помогают выяснить, что понимается под «очень хорошим», «средним» и т. д. исполнением служебных обязанностей.
BARS может быть достаточно эффективен и для оценки наставничества на госслужбе. Главное его преимущество состоит в том, что он оценивает поведенческие характеристики, которые весьма сложно уловить и измерить другими способами. Для наставничества эти показатели являются наиболее ценными и важными. Они дают чёткий ответ об эффективности наставничества, если в качестве критерия выбрано поведение служащего.
Недостатком каждой из вышесказанных методик является то, что она способна охватить лишь одну из сторон влияния наставничества: количественные показатели эффективности или поведение сотрудников. Во многом преодолеть эту ограниченность проанализированных выше методик оценки, на наш взгляд, позволяет модель американского учёного и менеджера Дональда Кирпатрика. Он предложил оценивать обучение по четырём уровням:
1. Оценка реакции участника, т.е. оценка эмоциональной удовлетворённости (Reaction);
2. Оценка полученных знаний или оценка изменений уровня знаний (Learning);
3. Оценка изменения поведения (Behavior);
4. Оценка бизнес-результатов для компании (Results).
Рассмотрим каждую из составляющих подробно.
Необходимость оценки реакции участника (Reaction) основывается на постулате, что человек учится успешнее и с большой охотой, если он испытывает положительные эмоции от обучения. Предполагается, что если служащий получает удовольствие от посещения какой-либо учебной программы, то он лучше усваивает и воспринимает новый материал.
Для того чтобы оценить степень удовлетворения служащего от наставничества, используются анкеты. Участнику предлагают заполнить её сразу после завершения каждого из этапов обучения и всего курса наставничества. Обычно вопросы отражают:
− информированность о наставничестве;
− время, место и условия проведения;
− полезность наставничества;
− квалификацию (наставника);
− возможность и готовность применять знания в повседневной работе.
Ответы на вопросы позволяют получить информацию, которая помогает организации:
− накопить и проанализировать данные о проведении и качестве наставничества;
− выявить и понять причины удовлетворения или неудовлетворения от наставничества у сотрудника;
− влиять на наставничество и улучшать его;
− оценивать поставщика услуг, тренера, наставника;
Смотрите также
Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
Актуальность темы
исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение
«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с респ ...
Понятие и содержание права наследования
Актуальность темы исследования. Вопрос о судьбе имущества гражданина после его смерти
чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы всех участников гражданского
оборота - физических и юр ...
Органы местного самоуправления в России
Актуальность темы
исследования. В последнее время в науке и государственной жизни достаточно
широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван
политическими и экономичес ...