Теоретические основы концепции контрольно - счетной
деятельностиМатериалы / Правовое регулирование и осуществление контрольно-счетной деятельности / Теоретические основы концепции контрольно - счетной
деятельностиСтраница 4
Анализ нормативных правовых актов субъектов РФ свидетельствует о том, что на первом этапе создания собственной законодательной базы контрольно-счетной деятельности (до введения в действие БК РФ) региональным законодателем были предложены следующие концептуальные составляющие законов о финансовом контроле в субъектах, о контрольно-счетных палатах субъектов России и других актов:
1) принципы осуществления бюджетно-финансового контроля (законность, плановость, полнота и достоверность информации, целевое использование финансовых ресурсов, эффективность контрольной деятельности, се гласность);
2) цель бюджетно-финансового контроля - обеспечение устойчивости бюджетно-финансовой системы субъекта;
3) объекты финансового контроля в лице регионального бюджета, собственности субъекта, договоров и соглашений, заключенных в сфере финансов, займов и кредитов, государственных целевых федеральных и региональных программ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов:
4) виды контроля - предварительный, текущий, разовый целевой;
5) формы контроля - ревизии и проверки, а также сроки, объемы и способы их проведения;
6) информационное обеспечение контрольной деятельности;
7) взаимодействие органов законодательной Власти субъекта с контролирующими и правоохранительными органами;
8) основы контрольной компетенции законодательного органа, включая рассмотрение итогов контрольной деятельности.
На последующих этапах законотворческой деятельности субъектов РФ по созданию региональных законов о финансовом контроле и о контрольно-счетной деятельности предмет правового регулирования был заметно расширен. В него были включены:
1) дефиниции важнейших категорий (в том числе финансового контроля, форм и видов контроля и др.);
2) правовые основы осуществления финансового контроля;
3) система органов финансового контроля в субъекте Федерации;
4) задачи и функции контрольно-счетного органа;
5) механизм осуществления финансового контроля;
6) ответственность и гарантии правового статуса органов финансового контроля и их должностных лиц.
Следует также отметить дальнейшее совершенствование отдельных, ранее учрежденных концептуальных компонентов в анализируемых законах. Так, произошло четкое разграничение трех ветвей контроля: внешний финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетными органами субъекта; контроль, осуществляемый контрольно-счетными органами, создаваемыми на уровне местного самоуправления; административно-финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти субъекта РФ. Замелю были расширены формы осуществления финансового контроля, в их число, кроме ревизий и разного рода проверок, включены обследования и экспертизы.
Особое значение законодатель придает вопросам процедуры проведения финансового контроля, что объясняется, скорее всего, появившейся практикой обжаловании действий проверяющих, в т.ч. и в судебном порядке. Предметом особого внимания становится порядок реализации материалов проверок органов финансового контроля. Так. правом применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства по материалам проверок органов финансового контроля в Волгоградской области наделен начальник (заместитель начальника) Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (Закон Волгоградской области «О финансовом контроле на территории Волгоградской области» от 6 декабря 2002 г.)|.
В числе гарантий правового статуса должностных лип органов финансового контроля закрепляется недопустимость воздействия на должностных лиц органов финансового контроля с целью воспрепятствовать исполнению ими служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чьих-либо интересах. За совершение насильственных действий, нанесение оскорблений или клевету, распространение искаженной информации о выполнении должностным лицом служебных обязанностей в сфере финансового контроля виновные привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Наряду с этим в законодательстве появляются положения об ответственности и самих должностных лиц органов финансового контроля, что свидетельствует о выстраивании взаимоотношений между проверяющими и проверяемыми на цивилизованных началах.
Смотрите также
Наследование по завещанию
"В современных условиях имущество,
которое может принадлежать гражданину на праве собственности, ни ограничено, ни
по составу, ни по количеству, ни по стоимости. В частной собственности ...
Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации
Государственное
управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть
более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит
определяющая р ...
Управление в черезвычайных ситуациях
На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются -
чрезвычайные ситуации) и тенденция роста ко ...