Советская модель республики в 1918-1985 гг.
Страница 10

Формально, такие органы как Верховный Совет и Совет Народных Комиссаров СССР не прекратили своего существования. Высшими партийными органами оставались Политбюро и ЦК ВКП(б). Однако их полномочия, функции и структура также изменились в соответствии с военной обстановкой.

Государственный Комитет Обороны оказался необходимым звеном в механизме управления страной, а его деятельность по сосредоточению усилий народа и государства на разгром имела важное значение.

Окончание Второй мировой войны поставило перед системой государственной власти и управления новые задачи.

Война задержала, ослабила на длительное время цивилизационное развитие воевавших стран. Острое послевоенное противостояние бывших союзников, двух враждебных лагерей, «холодная война» определили во многом состояние советского государственного управления, жесткое своеобразие его перестройки на мирный лад.

Государственное управление перестраивалось на основе и в соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1950 гг., в котором были определены основные задачи, направления, методы работы властных и управленческих структур. Основными направлениями этого процесса являлись:

демилитаризация, отказ от законов, задач, функций военного времени, переход на мирное государственное управление, обновление личного состава управленческого аппарата;

упразднение неконституционных чрезвычайных органов управления;

сохранение партийного руководства в государственном управлении, его усиление.

В стране были проведены всенародные выборы в Верховные Советы СССР и союзных республик. В результате выборов была существенно обновлена вся система органов законодательной власти, сокращен состав президиумов союзного и республиканских Верховных советов, расширена их компетенция, упорядочена работа постоянных комиссий местных советов, законодательная база.

С воссозданием системы представительных органов, которые в годы войны не избирались, обновился состав и несколько изменились высшие союзные и республиканские органы управления. 15 марта 1946 г. совнаркомы были преобразованы в Совет Министров, было увеличено количество ведомств, определен статус министров, возросла роль председателей и президиумов союзного и республиканских Советов Министров.

Усилилась роль плановых органов, их ответственность за качество и реализацию государственных планов, существенно возросло значение государственного контроля, прокуратуры. Была демократизирована судебная система.

При всем этом, на рубеже 40-50-х гг. обозначились и кризисные явления в управлении и в самом обществе. Снижалась эффективность государственного управления, обнажались его изъяны, становилось все более очевидным, что командная система действенная в чрезвычайных условиях, мало соответствует требованиям периода стабильного развития.

Проанализировав этап развития советской республики в период ее зарождения и последующего развития, можем отметить следующее.

В предвоенный период 1937-1941 гг. вся система органов власти перестроилась в соответствии с новой Конституцией СССР. Полномочия съездов Советов, ЦИК СССР перешли к Верховному Совету, ставшему органом законодательной власти. Изменялось управление в области хозяйственного строительства. Увеличивалось количество наркоматов, что обуславливалось существенным развитием промышленности. Для руководства народным хозяйством в предвоенный период было характерно усиление централизации.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

    Смотрите также

    Перевод нежилого помещения в жилое
    Все чаще мы становимся свидетелями того, как граждане используют объекты нежилого фонда, находящиеся в Федеральной собственности, в личных целях. Однако, действующее законодательство зап ...

    Психология гражданского судопроизводства
    Порядок проведения прений регулируется процессуальным законом. Сначала выступают истец и его представитель, затем ответчик и его представитель; после этого – участвующее в деле третье лицо. ...

    Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
    Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респ ...