Советская модель республики в 1918-1985 гг.Материалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Советская модель республики в 1918-1985 гг.Страница 8
В целях усиления контроля над расходованием денежных средств, материальных ценностей и проверки исполнения постановлений правительства был создан Наркомат госконтроля СССР. В связи с возросшей военной опасностью заботы государственного управления сосредоточились на укреплении трудовой и производственной дисциплины.
Президиум ВС СССР принял серию указов по упорядочению работы наркоматов. С целью повышения боеспособности армии укреплялись единоначалие в войсках, кадровый принцип их построения.Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на СССР потребовало качественным образом изменить государственное управление, условия и цели его функционирования, содержание, назначение, структуру, методы, взаимоотношения высших, центральных и местных органов, их кадровый состав. Чрезвычайные условия войны вызвали чрезвычайные формы управления государством и вооруженными силами.
Современные исследователи утверждают, что в основу внутренней политики, перестройки управления был положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства.
Так, 23 июня 1941 г. создана Ставка Главного Командования. При Ставке существовал институт постоянных советников. Особенности состава и структуры Ставки породили ряд проблем в ее деятельности. Громоздкость (20 человек) не позволила Ставке ни разу собраться в полном составе, тем более что часть военачальников сразу отбыла на фронт.
10 июля 1941 г. Ставка Главного Командования была упразднена и создана Ставка Верховного Командования.
30 июня 1941 г. вышло Постановление Президиума Верховного Совета СССР, Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР. Оно гласило: «ввиду создавшегося чрезвычайного положения .
Создать Государственный Комитет Обороны .
Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках Государственного Комитета Обороиы.
Обязать всех граждан и все . органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны»128.
Как видно из конкретной исторической обстановки и текста постановления, создание ГКО не было запланировано, а произошло под влиянием чрезвычайных обстоятельств.
Формирование такой чрезвычайной структуры управления, по мысли авторов этого решения, должно было послужить объединению сил в борьбе с агрессией, вывести определенную часть партийных и государственных руководителей из состояния растерянности, убедить народ, что бразды правления находятся в надежных руках, что ситуация остается под контролем.
В течение первых месяцев своей деятельности ГКО принял ряд важных экономических, мобилизационных военных решений и определил меры по созданию новых соединений Красной Армии. Поскольку в руках ГКО официально сосредоточилась вся полнота власти в государстве, то его решения определяли главные вопросы жизни страны в военный период.
ГКО сосредоточил в руках законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Он был создан вопреки действовавшей Конституции. Так, ст. 49 Конституции гласила, что Президиум Верховного Совета СССР имеет право объявлять войну и общую мобилизацию. В то же время ст. 32 Конституции СССР 1936 г. указывала, что законодательная власть осуществляется исключительно Верховным Советом,
Смотрите также
Компенсация морального вреда
Жизнь современного человека устроена
таким образом, что очень часто ему приходится претерпевать обиды и лишения как по
своей вине, так и по вине окружающих его людей. Врачебная ошибка, влеку ...
Трудовое право
Понятие «трудовой договор» более широкое, нежели его
определение. Для раскрытия этого понятия надо учитывать не только определение
трудового договора как соглашения, но и его функции, знач ...
Анализ алиментных правоотношений в России
Конституция РФ 1993
г. провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, призванных обеспечить достойную жизнь и
свободное развит ...