Законодательная деятельность Парламента Республики БеларусьМатериалы / Исследование принципа разделения властей / Законодательная деятельность Парламента Республики БеларусьСтраница 1
Законодательный процесс, как и любой другой процесс, имеет два значения: 1) это порядок деятельности (в данном случае по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – Парламентом.
Законодательный процесс как любой юридический процесс имеет определенные стадии.В литературе называется разное число стадий законодательного процесса. Наиболее полной и последовательной видится следующая классификация стадий законодательного процесса: 1) прогнозирование и планирование законодательства; 2) законодательная инициатива; 3) предварительное рассмотрение законопроекта; 4) рассмотрение проекта на заседании Палаты представителей и принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом Республики; 6) опубликование закона и вступление его в силу. Здесь учитывается весь сложный процесс зарождения будущего закона и его вступления в силу.
Первой стадией в законодательном процессе является прогнозирование и планирование развития законодательства.
Практика работы в прежний период свидетельствует, что этому аспекту законодательного процесса не уделяется должного внимания. При подготовке законопроектов и их принятии не прогнозируется ситуация, к которой может привести данный закон, как скажется его принятие на жизненном уровне людей, не приведет ли он к всплеску правонарушений, в том числе и преступлений. Прогнозирование законодательства должно основываться на общей тенденции развития общества, т.е. экономической, социальной и политической сфер. Прогнозирование предполагает не только определение тех областей, где должны быть приняты акты, но и возможные последствия их действия.
В отличие от прогнозирования планирование включает перечень законодательных актов. Хотя практика планирования сложилась в 70-е годы, однако и до этого ряд ученых высказывались о необходимости планирования законодательной деятельности.
Парламент, Президент Республики Беларусь в последние годы постоянно занимаются проблемой планирования перспективной и текущей законодательной деятельности. Однако часто план законодательной деятельности обусловливается содержанием принятого закона, когда даются поручения соответствующим органам о приведении законодательных актов в соответствие с принятым законом.
Действующая Конституция предопределяет необходимость одобрения непосредственно Парламентом программы законодательных работ, которая бы включала подготовку законов, принятие которых вытекает из Конституции, а также новых и совершенствование действующих законодательных актов. Подготовка такой программы вовсе не должна включать весь перечень правовых актов (исключение составляют лишь те, которые указаны в Конституции), в ней должны быть названы, как минимум, основные законодательные акты.
К сожалению, работа по планированию законодательной деятельности не всегда является эффективной, в некоторых случаях в планах не содержатся проекты, которые должны быть приняты, в том числе в первоочередном порядке. Однако это не препятствует внесению на рассмотрение законодательного органа таких проектов в порядке законодательной инициативы.
Вторая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива.
Она осуществляется посредством внесения проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь; законов о толковании Конституции и законов и постановлений Палаты представителей; законов об изменениях и дополнениях, отмене, а также признании утратившими силу законодательных актов, принятых ранее Верховным Советом и его органами. Таким образом, законодатель понимает под правом законодательной инициативы внесение проектов. Предложение о необходимости его разработки или принятия не относится к праву законодательной инициативы.
Конституция закрепляет лишь круг органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Им обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. При этом необходимо учитывать следующие особенности. Конституционный Суд вправе вносить предложения в Парламент о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Такие предложения рассматриваются Парламентом в порядке, им установленном. В Основном Законе выделен особый уровень законодательной инициативы, который касается изменения или дополнения Конституции (ст. 138). Круг таких субъектов значительно уже, нежели тот, который указан в ст. 99 Конституции. Ими являются Президент, а также не менее 150 тыс. граждан республики, обладающих избирательным правом.
Смотрите также
Таможенное оформление
Таможенное
право России как часть современной российской правовой системы представляет
собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере
таможенного дела.
Там ...
Основные виды правовых семей современности
«Мир
многообразен, и в этом убеждают не только картины прошлого, доступные нам
благодаря историческим памятникам. Сменяющие друг друга поколения людей
убеждаются в этом на собственном опыт ...
Анализ института права собственности как центрального института гражданского права
Отношения собственности представляют собой достаточно
обширную и сложную систему, являются основополагающим вопросом любого общества.
Время, прошедшее с момента принятия первой части Граждан ...