Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Материалы / Основы экологического права / Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Страница 4

Что касается собственно международного права, то определяющим событием для становления указанного принципа явилась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. Именно, под определяющим влиянием решений данной Конференции в течение последующих двадцати лет сложилась настоящая система универсальных и региональных международных конвенций, соглашений, договоров, протоколов и т.

п., посвященных вопросам охраны окружающей природной среды, число которых сегодня превышает 1500, а двусторонних - 3000.

В ст.24 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. (вступила в силу в 1988 г.) впервые на региональном уровне было закреплено: "Все народы имеют право на общую удовлетворительную окружающую среду, благоприятную для их развития". Акцент здесь с очевидностью сделан на создание благоприятных условий именно для развития (в первую очередь промышленного). Иными словами, окружающая среда ставится на службу целям развития, и через эту призму предлагается подходить к задачам ее сохранения.

Если бы охрана окружающей среды являлась императивным приоритетом, то ст.24 Хартии должна была выглядеть следующим образом: "Все народы имеют право на такое развитие, которое не создает угрозы удовлетворительному состоянию окружающей среды".

В этом смысле следует критически оценивать высказывания некоторых авторов о том, что указанная норма Африканской хартии 1981 г. впоследствии была воспринята и в других региональных соглашениях, например, в Соглашении о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды между государствами - участниками СНГ от 8 февраля 1992 года.

Такое утверждение нельзя признать корректным. В последнем документе признается, например, "право каждого человека на благоприятную для жизни природную среду и экологическую безопасность" (Преамбула). Примерами закрепления данного принципа в международных актах являются Декларация РИО-92 (Принцип 3), Декларация ООН по праву развития 1986 г., Венская декларация и программа действия, принятые на Всемирной Конференции ООН по правам человека 1993 г.

Предотвращение вреда. Содержание этого принципа раскрывает ст. II Всемирной Хартии природы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г. Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы. В частности, необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе. Деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься. Деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать оценка ее возможных последствий, и исследования о воздействии проектов в целях развития на природу следует проводить достаточно заблаговременно, и если принято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе и вестись таким образом, чтобы до минимума сократить ее возможные вредные последствия.

Важная роль в обеспечении рассматриваемого принципа принадлежит управлению экологическим риском, под которым понимается мера опасности, вероятность нежелательного события и его последствия10. Необходимо стремиться к максимальной безопасности, а безопасность, математически характеризуемая ценою риска, должна входить как слагаемое в суммарный баланс различных факторов (экономический эффект, расходы, зарплата и т.д.), и надо искать оптимум соответствующей суммы.

При этом максимальная безопасность - не синоним чрезвычайно редко достижимой абсолютной безопасности как требования о полном исключении опасности воздействия на человека и окружающую среду (нулевой риск). Исключения возможны в тех случаях, когда удается в условиях должной работы безотходных технологий избежать экологического загрязнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Управление в черезвычайных ситуациях
    На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста ко ...

    Реализация норм права - понятие и формы
    Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической науки, но это не делало их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс, всесторонний его анализ ставили перед учеными ...

    Исполнительная власть и административные правонарушения
    Исторически сложилось так, что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остается предметом постоянного интереса ученых. История познания обнаруживает большую амплитуду колебаний м ...