Принципы международного сотрудничества в области охраны
окружающей средыМатериалы / Основы экологического права / Принципы международного сотрудничества в области охраны
окружающей средыСтраница 3
В настоящее время указанный принцип закреплен, в частности, в Конвенции о защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981 г., Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.
, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции о защите, управлении и развитии морской и береговой среды региона Восточной Африки 1985 г., Конвенции об охране и развитии морской среды обширного Карибского региона 1983 г. и др.Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод. Еще на первой Конференции ООН по правам человека 1968 г. международное сообщество признало взаимозависимость мира и прав человека. Позже Генеральная Ассамблея в своей резолюции 37/199 от 18 декабря 1982 г. также провозгласила взаимозависимость мира, развития и прав человека. В первом Принципе Стокгольмской декларации 1972 г. провозглашается связь между правами человека и окружающей средой. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. гласит: забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Принцип 25 провозглашает мир, развитие и охрану окружающей среды взаимозависимыми и неразделимыми. Данный принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 3) и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.6).
Предосторожный подход к окружающей среде. Для обоснования наличия данного принципа, как правило, ссылаются на:
Декларацию РИО-92 (Принцип 15), которая гласит: "В целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды";
Рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992 г., ст. 3 которой закрепляет, что сторонам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий;
Конвенцию по охране и использованию трансграничных водных путей и международных озер 1992 г. (п. 5 ст. 2);
Конвенцию по охране морской среды Балтийского моря 1992 г. (п. 2 ст. 3);
Конвенцию по охране морской среды северно-восточной части Атлантического океана 1992 г. (п. 2 ст. 2).
Однако в отечественной юридической литературе высказывается также мнение о том, что предосторожность - это средство, с помощью которого достигается действие принципа охраны окружающей среды. Предосторожность не может являться целью и аналога ей в международном праве нет.
Право на развитие. Еще в 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН на своей XXVII сессии приняла известную резолюцию "Экономическое развитие и охрана природы", в которой отмечается, что охрана природы должна проводиться заблаговременно, или во всяком случае, одновременно с экономическим развитием на основе внутреннего законодательства государств мира и международного права.
Данную резолюцию принято ошибочно считать оказавшей решающее влияние на становление концепции устойчивого развития в контексте противоречия между экологией и рыночной экономикой, необходимости международно-согласованного решения задач охраны окружающей среды и социально-экономического развития различных государств.
Во-первых, ее предмет ограничен природой, а не окружающей средой в целом.
Во-вторых, факт постановки международного права на второе место после внутригосударственного не следует расценивать как вопрос юридической техники. Он дает дополнительные основания многим сторонникам полного и исключительного суверенитета государств в пределах своей территории и в данной проблематике исходит исключительно из национальных интересов, "вспоминая" иногда о международном праве. Это особенно характерно для развивающихся государств, в которых преобладает чувство национальной гордости и независимости, сохранившееся со времен борьбы за освобождение от колониальной зависимости.
Смотрите также
Материальная ответственность работника, причинившего вред имуществу работодателя
Основу любого общества
составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых
общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную
естественную нео ...
Место жительства гражданина: понятие, правовое значение, регистрационный учет
При реализации гражданами
своих личных прав, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, особую
важность имеют вопросы о праве на место жительства.
Однако при реализации данног ...
Особенности правового регулирования органов опеки и попечительства в городе Курске
Цивилизованное общество считает человека наивысшей
ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако нельзя
не видеть и того, что забота о тех согражданах, которые не в ...