Право хозяйственного ведения
Страница 2

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения носит ограниченный характер и в смысле регламентации его правоносителей, то есть не является общим как, например, право собственности.

Само понятие права хозяйственного ведения не может существовать и соответственно е может рассматриваться без указания конкретного, причём определённого законодателем, обладателя данного права.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества по крайней мере правомочия владения и пользования (а в значительной мере и правомочие распоряжения). Следует учитывать также то обстоятельство, что имуществом, находящемся у предприятия на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника (п.5 ст.113 ГК РФ), так как оно становится (обязывающим порядком) «распределённым» государственным или муниципальным имуществом (абз.1 п.4 ст. 214 , абз.1 п.3 ст.215 ГК РФ).

В отношении имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения, собственник-учредитель сохраняет свои правомочия, которые закреплены за ним в соответствие с п.1 ст.295 ГК РФ. Это означает, что он вправе:

- создать предприятие, не являющееся собственником;

- провести его реорганизацию или ликвидацию;

- проводить контрольные мероприятия в целях обеспечения использования принадлежащего предприятию имущества в соответствии с установленными целями и назначением;

- участвовать в распределении прибыли, полученной от использования имущества, которое передано предприятию.

При этом, говорить о наличии полной самостоятельности унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника имущества тоже нельзя. Это касается, прежде всего, права предприятия по распоряжению имуществом.

Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом, либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения (абз. 2 п.2 ст. 295 ГК РФ). Таким образом, даже под законным актом федерального правительства возможно ограничение права унитарного предприятия по распоряжению закреплённым за ним на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным имуществом, в том числе движимым.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что действующий ГК РФ не предусматривает возможности для учредителя-собственника произвольно ограничивать правомочия по владению, пользованию и распоряжению, закреплённым за унитарным предприятием имуществом, в частности изымать его без согласия такого предприятия (если речь не идёт о его ликвидации или реорганизации).

В целом правовое положение унитарных предприятий, кроме действующего Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» .

Право хозяйственного ведения на имущество собственника возникает у предприятия с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия. Важность данного момента обусловлена тем, что, начиная с него, на предприятие переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, которое закреплено.

Прекращение права хозяйственного ведения происходит не только по общим основаниям, но и, например, в случаях правомерного изъятия имущества собственником по основаниям, предусмотренным законодательством.

Существенным условием права хозяйственного ведения является отсутствие возможности предприятия отказаться от прав на имущество, в отличие, например, от собственника, который может отказаться от права собственности совершенно законно.

Подводя итог рассмотрения права хозяйственного ведения, следует отметить, что это одно их наиболее распространенных ограниченных прав. При этом оно сходно по своему содержанию с правом оперативного управления, но отличается от него более широким кругом правомочий.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Анализ института права собственности как центрального института гражданского права
    Отношения собственности представляют собой достаточно обширную и сложную систему, являются основополагающим вопросом любого общества. Время, прошедшее с момента принятия первой части Граждан ...

    Расследование разбойных нападений
    Построение правового государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания эффективного механизма противодействия преступности. Эффективное и полное раскрытие и рассле ...

    Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
    Нормотворчество в муниципальных образованиях, как процесс по знания и оценки правовых потребностей местных сообществ, формирования и принятия правовых актов (актов местного самоуправления) ...