Правовые основы обеспечения законности правовых актов муниципальных образований
Материалы / Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления / Правовые основы обеспечения законности правовых актов муниципальных образований
Страница 6

Предписания, содержащиеся в правовом акте представительного или исполнительного органов местного самоуправления не должны превышать пределов, установленных законодатель ном. Таким образом, важно не только установить, к ведению какого органа относится вопрос, по которому предполагается издание правового акта, но и определить пределы для решения этого вопроса.

К сожалению, на практике нередки нарушения и этого требования. Так, в Уставе Рамешковского района Тверской области, принятого представительным органом районного муниципального образования, было закреплено, что главой района может быть избран гражданин Российской Федерации, не моложе 21 года и проживающий на территории Рамешковского района не менее одного года». Слова «проживающий на территории Рамешковского района не менее одного года» не соответствуют Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории Российской Федерации, включая требования к сроку проживания гражданина РФ на данной территории, устанавливаются Конституцией РФ. В отношении выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в Конституции РФ каких-либо ограничений пассивного избирательного права не содержится. Следовательно, представительный орган названного муниципального образования, принявший Устав, превысил пределы своих полномочий. Эта часть Устава была отменена решением Рамешковского районного суда от 11 марта 2004 г.

Наконец, правовые акты муниципальных органов не должны нарушать территориальных пределов деятельности этих органов. Важно, чтобы компетенция органа местного самоуправления была строго регламентирована нормами права. Конечно, все предусмотреть в законе сложно, поэтому законодатель устанавливает, что кроме названных в законе вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, но только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (ст. 14 ФЗ «Об общих принципах .» 2003 г.).

Соответствие целям и содержанию закона означает, что при издании правового акта органа местного самоуправления, иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, не допустимы какие бы то ни было отступления от целей, которые имелись в виду в законах и других актах (например, в уставе муниципального образования), обладающих большей юридической силой. Это требование обязывает органы местно го самоуправления использовать предоставленные им полномочия только для тех целей, которые определены законом.

Говоря о необходимости соответствия правовых актов органов местного самоуправления целям и содержанию закона, следует обратить внимание на недопустимость противопоставления законности и «целесообразности» при принятии актов. Особенно недопустимо нарушение требований законности по мотивам «целесообразности». Нельзя, например, постановлением главы муниципального образования передать денежные средства, выделенные для содержания школ, медицинских учреждений, на ремонт дорог, каким бы это важным ни казалось. Другой пример. Собранием депутатов Кашинского района Указом в 2001 г. было принято решение, утверждающее Положение о резервном фонде в составе муниципального образования, в котором устанавливалась возможность оказания материально-технической помощи расположенным на территории Кашинского района правоохранительным и судебным органам, пожарным дружинам, противопожарным службам, поисково-спасательной службе, военкомату, в том числе на приобретение оборудования, средств связи и транспорта. Такое решение противоречит Бюджетному кодексу РФ, в ст. 84 которого определено, что функциональные виды расходов (в том числе функционирование федеральной бюджетной системы) финансируется исключительно из федерального бюджета. По протесту прокурора решение Собрания депутатов было отменено. В целом нарушения законодательства органами местного самоуправления встречаются довольно часто. Наиболее распространенными являются нарушения бюджетного законодательства, в области использовании земли, в сфере предоставления льгот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Административно-правовое регулирование управления природопользованием и охраной окружающей природной среды
    Гигантский прогресс науки и техники, усиленная эксплуатация природных ресурсов и быстрый рост населения земного шара сделали проблему отношений между человеком и природой особенно актуальной ...

    Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
    Нормотворчество в муниципальных образованиях, как процесс по знания и оценки правовых потребностей местных сообществ, формирования и принятия правовых актов (актов местного самоуправления) ...

    Объекты права собственности
    Выбранная тема для обсуждения была затронута многократно и никогда не потеряет своей актуальности, т. к. право выросло из системы социального регулирования первобытного общества и явилось од ...