Правовые основы обеспечения законности правовых актов муниципальных образований
Материалы / Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления / Правовые основы обеспечения законности правовых актов муниципальных образований
Страница 5

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- соблюдение компетенции органа, принимающего акт;

- соответствие правового акта цели и содержанию законного нормативного акта, обладающего большей юридической силой согласно иерархии правовых актов;

- соблюдение формы правового акта и порядка принятия в соответствии с законом или иными нормативными актами.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина – требование непосредственно вытекает из содержания ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Соблюдение компетенции органа местного самоуправления как требование при принятии правового акта закреплено в ст. 7 ФЗ «Об общих принципах .» 2003 г., согласно которой органы и должностные лица местного самоуправления принимают правовые акты по вопросам своего ведения (вопросам местного значения).

Соблюдение данного требования предполагает прежде всего правильное представление о компетенции органа, т. е. о пред метах его ведения, правах и обязанностях. В ФЗ «Об общих принципах .» 1995 г. были определены вопросы местного значения. При этом полномочия органов местного самоуправления в дан ном Законе не получили закрепление. При отсутствии законодательно определенных полномочий органов местного самоуправления создавалась ситуацию, когда эти полномочия могли быть закреплены либо в законах субъектов Федерации, либо в уставах муниципальных образований. Возникал определенный разнобой в том, как и за какими органами местного самоуправления закреплялись те или иные полномочия по решению местных вопросов. В ФЗ «Об общих принципах .» 2003 г. этот вопрос уже решается иначе. В нем не только закрепляются вопросы местного значения, но и в ст. 17 Закона определены полномочия органов местного самоуправления, в пределах которых они могут принимать правовые акты. Иначе решается вопрос о разграничении полномочий между представительным и исполнительным органами местного самоуправления. Круг вопросов правотворчества представительных органов местного самоуправления довольно широк. Расширен перечень предметов исключительного ведения представительного органа. Так, к его ведению отнесен вопрос об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, об определении порядка участия муниципального образования в организациях муниципального сотрудничества, порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Таким образом, Законом определена ведущая роль представительных органов в системе органов местного самоуправления, что обеспечивает верховенство правовых актов представительных органов по вопросам местного значения в системе правовых актов местного самоуправления. И тем не менее на практике в муниципальных образованиях наблюдается тенденция к усилению исполнительной власти. Принцип подотчетности исполнительного механизма представительному органу местного самоуправления, закреп ленный Законом, воспроизводится в нормативных актах муниципальных образований, однако складывающиеся там модели самоуправления сводят к минимуму возможности влияния представительного органа на решения исполнительных органов. В частности, в муниципальных образованиях глава образования, как правило, избирается населением непосредственно и обладает довольно сильной исполнительной властью.

Касаясь соблюдения компетенции по предмету регулирования, отметим недопустимость вторжения одних органов в сферу деятельности других, хотя данное требование нередко нарушается органами местного самоуправления. Подчас главы муниципальных образований принимают правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции представительных органов. Так, в 2004 г. глава г. Твери принял решение о повышении тарифов за коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями, в то время как решение таких вопросов отнесено Уставом муниципального образования к компетенции городской Думы. В итоге это дело разрешалось в судебном порядке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Семейное право в России
    Актуальность данной темы заключается в том, что в связи со сложной социально-экономической ситуацией, материальной нестабильностью, социальным неравенством многие семьи находятся в крайне о ...

    Деятельность местных исполкомов
    Я, Иванова Ольга Ивановна, студентка 4-го курса Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины в период с 30 июня 2010 г. по 1 июля 2010 г. проходила практику в администрации Сов ...

    Теория разделения властей
    Тема настоящей курсовой работы актуальна. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом государстве, явля ...