Правовые основы обеспечения законности правовых актов муниципальных образований
Материалы / Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления / Правовые основы обеспечения законности правовых актов муниципальных образований
Страница 4

Требования, предъявляемые к нормативному правовому акту местного самоуправления, это установленные законом правила, обязательные условия, которые необходимо соблюдать при подготовке и принятии акта.

Прежде всего, правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к правовым актам органов власти, которые обусловлены правовой природой этих актов, т. е. юридической функцией, силой акта, его сферой деятельности и формой.

В правовой науке уделяется большое внимание требованиям к правовым актам. Однако подход авторов к этому вопросу различается.

В.А. Власов и С.С. Студеникин выделили три группы требований: общие юридические, специальные и организационно-технические. В соответствии с организационно-техническими требованиями акт должен отвечать задачам конкретного, дифференцированного и оперативного руководства, быть написан языком четким и доступным для понимания его исполнителями, максимально кратким и грамотным с юридической стороны. Решение должно быть научно обоснованным, непротиворечивым, точным и ясным, не допускающим никаких разночтений, своевременным (приниматься с учетом состояния объектов на данном этапе их развития, требований времени и конкретно исторических условий), гибким, подвижным, приниматься тогда, когда в нем ощущается настоятельная необходимость, простым, лаконичным и иметь строгие формы, быть логически последовательным. Отмечается требование целесообразности, т. е. полезности, эффективности, оперативности, применимости для достижения конкретной цели. Указывается и на то, что акт должен быть экономичным, издаваться в случае действительной необходимости, содержать вариант, требующий наименьших затрат средств.

В целом называется более тридцати различных требований, предъявляемых к правовым актам. Но при этом отсутствует единая позиция авторов по таким вопросам, как понятие правового акта, его функции. Различия в перечнях требований, предъявляемых к правовым актам, объясняются и неодинаковым вниманием используемых терминов, наименований. В ряде случаев одни и те же требования сформулированы по-разному. Например, требования реальности акта, его выполнимости и осуществимости. Называются и слишком частные, узконаправленные требования, которые могут быть охвачены более широкими понятиями. Например, без сомнения такое требование, как обеспеченность правовых актов информацией, является частью требования обоснованности актов.

Все требования, которые предъявляются к правовым актам, в целом можно подразделить на две группы: первая – требования законности, вторая - организационно-технические требования.

Принцип законности является конституционным принципом организации и деятельности всех органов государства, в том числе и органов местного самоуправления.

Соблюдение законности означает строгое и неуклонное выполнение законов и основанных на них подзаконных актов всеми без исключения органами, организациями, должностными лицами и гражданами, полное соответствие их поведения предписаниям юридических норм.

В юридической литературе законность определяют как «метод», «принцип», «требование», «режим». Все эти категории с разных сторон отражают свойства такого явления, как законность.

Понятие законности правовых актов раскрывается в системе требований, которые должны соблюдаться при издании актов, требования к актам органов местного самоуправления касаются их содержания и порядка принятия. Требования могут быть общими, т. е. предъявляться к любому акту органа местного самоуправления, и специальными (дополнительными), предъявляемыми к различным видам этих актов.

Требования законности актов органов местного самоуправления можно сгруппировать в четыре группы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Финансовое право
    Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по целенаправленному и планомерному образова ...

    Преступления в области предпринимательской деятельности
    Предпринимательство как социально-экономический институт и предприниматели как социальный слой - сравнительно молодое явление на белорусском экономическом пространстве. С начала 90-х годо ...

    Арбитражный апелляционный суд
    Деятельность арбитражного апелляционного суда регламентируется гл. 3.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанц ...