Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере государственно-частного партнерства в российской федерации
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере государственно-частного партнерства в российской федерации
Страница 4

Популярной практикой в международных отношениях ГЧП также становится так называемый «диалог конкурентов» («Competitive Dialogue»), такая практика должна быть внедрена и в России. В случае сложных контрактов, когда государству сложно объективно оценить технические детали достижения целей или юридическую, или финансовую части проекта, применяется технология «диалога конкурентов».

Такой способ согласования интересов инициируется, как правило, государствами с привлечением всех претендентов на контракт. При этом создается возможность преодоления трудностей, обычно имеющих место при разработке проектов.

Шагом в развитии системы договорных отношений станет создание типовых соглашений, с условием их рекомендательного характера, создание методических рекомендаций по заключению таких соглашений, проведение обучающих программ и консультационных мероприятий. Необходимо также разработать критерии оценки эффективности соглашений (договоров) ГЧП, что позволит оценивать то, как реализуют стороны свои права и обязанности, насколько результативно сотрудничество органов власти и хозяйствующих субъектов (то есть динамику реализации договоров государственно-частного партнерства).

Одним из способов повышения действенности законодательства является лучшее информирование населения о правах на получение качественных услуг и о возможностях участвовать в процессе принятия решений. Лучше всего это делать, пока проект ГЧП находится еще на стадии планирования и разработки. Правительства должны создать механизмы участия общественности и организовать группы населения, которые бы их использовали.

Хорошим примером расширения прав граждан по отношению к реализации ГЧП является Конвенция ЕЭК ООН или Орхусская Конвенция «О доступе к экологической информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Эта Конвенция благоприятствует развитию принципов качественного управления и «праву закона» через признание того факта, что облегчение доступа к информации и повышение гражданского участия способствует принятию более проработанного решения, и в то же время органы власти понуждаются быстрее реагировать на пожелания и потребности населения. Данная Конвенция также предусматривает процедуру проверки нарушения прав граждан на доступ к информации и общественное участие до судебного разбирательства.

Конвенция является не только соглашением в сфере охраны окружающей среды, но и по своей сути является договором об отчетности правительства, его прозрачности и оперативности. Ценность Конвенции заключается в установлении стандартов по оценке эффективности деятельности правительства, которые применимы как в странах региона ЕЭК ООН, так и за его пределами.

Таким образом, деятельность государства должна носить характер открытости и оперативности.

Эффективность любого действия определяется соотношением целей действия, результатов и использованных ресурсов. Действие считается эффективным, если его результатом становится достижение цели, а мера эффективности определяется соотношением результата и затраченных на него ресурсов. Поэтому оценить эффективность активной нормотворческой деятельности на уровне субъектов достаточно сложно, поскольку основной признак ГЧП – долгосрочность реализуемых проектов. Можно констатировать лишь тот факт, что государство обеспокоено сложившейся ситуацией (недостаточно внимания со стороны потенциальных инвесторов, нежелание реализовывать совместные проекты) и готово принять решение об изменении системы развития ГЧП института. Развивая и совершенствуя региональное законодательство, также важно создать не только структуру нормативной базы ГЧП, но и обеспечить взаимодействия законов субъектов между собой.

Таким образом, автор поддерживает позицию принятия закона о ГЧП. Созданный закон должен быть привлекательным для инвесторов и финансирующих организаций, важно, чтобы закон предусматривал различные формы взаимодействия власти и бизнеса, отношения которых должны строиться по принципу «всё разрешено, что не запрещено», т.е. по принципу диспозитивности. Важно, чтобы закон предусматривал гарантии исполнения партнерами своих обязательств и предусматривал распределение рисков между ними. При принятии федерального закона необходимо учесть и международный опыт для изучения возможного улучшения действующего российского законодательства, поскольку система правового регулирования ГЧП в некоторых странах запада разрабатывалась в течение многих лет на основе обширного опыта применения форм, механизмов и инструментов ГЧП.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Границы морского пространства. Договор морского круиза
    Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности. Границы по рекам ...

    Процессуальное положение подозреваемого
    Сразу же я хочу дать определение подозреваемому и рассмотреть ситуации, в которых гражданина можно считать таковым и при каких условиях его можно задержать. Подозреваемый – лицо, задержа ...

    Преступления в области предпринимательской деятельности
    Предпринимательство как социально-экономический институт и предприниматели как социальный слой - сравнительно молодое явление на белорусском экономическом пространстве. С начала 90-х годо ...