Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере государственно-частного партнерства в российской федерации
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере государственно-частного партнерства в российской федерации
Страница 3

По мнению автора дипломной работы, при создании нормативно-правового акта, можно разграничить формы и их правовые конструкции, по средствам которых данные формы могут быть реализованы. Так, например, под формой могут пониматься отношения инвестиционной деятельности, например, концессия, концессионное соглашение как форма ГЧП, а концессионное соглашение (как договор) – это правовая конструкция, инструмент, по средствам которой реализуется сама концессия.

Или, например, создание кластера – это форма ГЧП, а договоры о совместной деятельности в рамках установленной формы – это правовые конструкции, или форма – аренда, правовые конструкции - арендные договоры с инвестиционными обязательствами и т.д. При этом, форма должна определяться как внешнее выражение какого-либо содержания, установленный образец отношений и включать в себя признаки, характеризующие ее именно как форму ГЧП отношений (признаки, указаны в разделе настоящей 1.1. работы). Правовая конструкция – это специфическое построение такого соглашения по особому типу связей составляющих его элементов, т.е. специфическое построение прав, обязанностей и ответственности сторон в тексте самого акта.

Такое разграничение позволит внести ясность в определение форм ГЧП и не путать в дальнейшем их с иными формами взаимодействия государства и бизнеса.

Стоит отметить, что актуальным остается также вопрос распределения рисков в соглашениях партнеров. Под рисками будем понимать вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Под распределением рисков – метод, по средствам которого негативные последствия наступления тех или иных событий распределяются между партнерами. Распределение рисков должно, по мнению автора, соответствовать компетенции субъектов партнерства. Поддержав точку зрения Халимовского Ю.А., риски предлагается разделить на а) возлагаемые на публичного субъекта; б) разделяемые; в) возлагаемые на частного субъекта. Государство должно нести на себе макроэкономические риски, политические (изменение законодательства, конкурентоспособность) и законодательные. Частный партнер должен принять на себя технологические и технические риски (увеличение стоимости, износ основных средств), риски эксплуатации, строительства (риски изменения стоимости и планирования), риски нарушения обязательств по отношению к третьим лицам. При этом стоит учесть, что риски, связанные с экологической и археологической составляющей проекта должны контролироваться государственными органами. Вопрос распределения финансовых рисков может быть отнесен как к разделяемым (процентная ставка, инфляция), так и к рискам, возлагаемым на каждого из субъектов партнерства. Финансовые риски могут распределяться в зависимости от участия сторон в финансировании проекта. Но, например, в вопросах рисков, касающихся изменения валютных ставок, государство должно брать ответственность на себя. Что касается рисков, связанных с общественным мнением по поводу проекта, Халимовский Ю.А относит их к компетенции государственного партнера. Между тем, автор работы считает, что такие риски должны быть отнесены к категории разделяемых, поскольку частный сектор также несет социальную ответственность перед населением за предоставляемые услуги, в том числе за качество услуг и увеличение стоимости эксплуатационных затрат. Что касается распределения административных рисков, то они могут быть отнесены как к компетенции государственного органа (регулирование тарифов), так и к совместной компетенции (получение разрешений).

Стоит отметить, что в случае принятия закона о ГЧП, ряд общих вопросов ГЧП будет по-прежнему урегулированы нормами гражданского законодательства, федеральными законами о конкуренции, о поставке товаров для государственных нужд и пр., нормами бюджетного, налогового и иных отраслей права. В рамках формирования института ГЧП потребуется и их изменение. Так, необходимо будет внести поправки в Бюджетный кодекс, а именно, установить возможность заключения соглашений в рамках ГЧП сверх срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств и ассигнований, а также предусмотреть увеличение объемов финансирования долгосрочных проектов. В налоговом кодексе отразить специфику налогообложения форм ГЧП партнерства. В рамках реализации концессионных соглашений стоит развивать всевозможные модели взаимодействий власти и бизнеса; также важно закрепить возможность проведения деловых переговоров с целью выбора партнера – инвестора, ведь в мировой практике встречается множество ситуаций, когда предусматривается проведение переговоров (безотлагательная необходимость переговоров, когда проведение конкурса не практично; для краткосрочных проектов; когда только одно предприятие может осуществить услугу, работу, например, предоставить запатентованную технологию).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
    Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих ...

    Основные теории происхождения государства и права
    Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философ ...

    Банкротство (несостоятельность) юридических лиц
    В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности ...