Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Страница 5

На сегодняшний день в России в рамках СРП реализуются три проекта. Сумма дохода в 2010 г. от поступления налогов и сборов при выполнении СРП в бюджет России составило 31,5 млрд. руб. (из них - 17,1 млрд.

руб. в федеральный бюджет, 14,4 млрд. руб. в консолидированный бюджет регионов). На наш взгляд, данная форма ГЧП должна успешно использоваться на территории Российской Федерации, обладающей огромными запасами полезных ископаемых. Архангельская область также является привлекательной территорией для освоения шельфовых месторождений нефти и газа в Баренцевом, Печорском и Карском морях, поэтому такая форма ГЧП как соглашение о разделе продукции может стать эффективным средством привлечения инвестиций в регион. Данная форма не определена законом Архангельской области.

Отдельной формой ГЧП рассмотрим аренду и финансовую аренду (лизинг) в отношениях ГЧП предполагают передачу частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование на определенных договором условиях. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество. В настоящее время аренда является самой распространенной формой реализации проектов ГЧП, связанных с инфраструктурой муниципального коммунального хозяйства. Отношения по договору аренды регулируются нормами ГК РФ. В нем определены объект аренды, правосубъектность сторон, порядок предоставления имущества и пр. Но, следует учесть, что в рамках ГЧП объект договора, как правило, является государственной или муниципальной собственностью, следовательно, отношения здесь также будут урегулированы нормами регионального и местного законодательства. Несмотря на то, что общие положения об аренде урегулированы сегодня достаточно подробно нормами ГК РФ, применение договора аренды не может являться полноценной основой сотрудничества в рамках ГЧП, поскольку не регулирует ряд вопросов, характерных для данного вида партнерства. Например, в ГК РФ не урегулирован вопрос возникновения и перехода права собственности на созданные объекты и порядок их передачи от частного партнера представителю государства. Поэтому порядок предоставления частному партнеру объекта соглашения и срок заключения договоров аренды (субаренды) объектов регулируются также нормами Закона о концессиях, о котором было сказано выше.

Режим особых экономических зон (далее – ОЭЗ) можно также считать специфической формой ГЧП. Согласно Закону об особых экономических зонах особая экономическая зона – это «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ. Закон об ОЭЗ достаточно подробно регулирует вопросы создания и прекращения существования зон, определяет правовое положение субъектов, порядок осуществления предпринимательской деятельности, порядок создания, изменения и прекращения соглашений по осуществлению той или иной деятельности, регулирует порядок предоставления и пользования земельных участков и пр. Особенность данного сотрудничества заключается в том, что в свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Так, частному партнеру предоставляются различные льготы (налоговые, таможенные и пр.), государство за свой счет создает инфраструктуру в такой зоне и осуществляет благоприятный режим администрирования, тем самым позволяя экономить инвестору 15-20% своих вложений. При этом законодатель постоянно совершенствует закон, создавая инвесторам более комфортные условия для сотрудничества. Последние изменения закона были приняты 25 ноября 2011 года. Как сообщает информационное агентство Итар-Тасс, законом вводятся понятия «управляющая компания» и «кластер». Управляющей компании теперь будут переданы полномочия Минэкономразвития РФ в части управления и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ, и находящимися в государственной или муниципальной собственности. Поправки также устанавливают льготный режим налогообложения: до 2023 года для ряда организаций-резидентов ОЭЗ, объединенных в кластер, по налогу на прибыль вводится нулевая ставка в части налога, уплачиваемой в федеральный бюджет. Для части налога, уплачиваемой в бюджеты субъектов РФ, ставка налога может быть установлена в размере не более 13,5 проц. Также предусматривается освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет для резидентов ОЭЗ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Исполнительная власть и административные правонарушения
    Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных ...

    Перевод нежилого помещения в жилое
    Все чаще мы становимся свидетелями того, как граждане используют объекты нежилого фонда, находящиеся в Федеральной собственности, в личных целях. Однако, действующее законодательство зап ...

    Договор комиссии
    Одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики, как показывает практика, является сфера услуг, бурный рост которой представляет собой отличительную черту экономической ...