Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Страница 4

Стоит отметить, что ГЧП в России не ограничивается применением лишь одной модели. Партнеры также строят свои отношения на основе соглашений, регулируемых нормами ГК РФ, используя положения договора аренды, лизинга, договоры доверительного управления, подряда, договоры оказания услуг, договоры найма и пр.

, а применяемые к проектам ГЧП федеральные законы, затрагивают отдельные аспекты ГЧП, например, такие как бюджетные или земельные правоотношения. Вместе с тем, такая юридическая база не является достаточной, поскольку ряд применяемых договоров регулирует отношения, не учитывая специфику партнерства. Негативно инвесторами воспринимается и тот факт, что Закон о концессиях устанавливает необходимость заключения соглашений в соответствии с типовыми концессионными соглашениями, тем самым не предоставляя свободу договора сторонам. Таким образом, существующий нормативно-правовой акт не способен учесть всю специфику применения данного вида сотрудничества в различных экономических сферах, он также не отвечает многим параметрам международного уровня, положения закона не совершенны. Несмотря на внесенные изменения, нормы закона не создают максимально благоприятных условий для развития партнерских отношений. По-прежнему общий уровень юридической безопасности инвестиционной деятельности невысок, а, значит, есть необходимость совершенствовать закон для правового закрепления всего спектра договорных механизмов и положений, а также для оказания поддержки сотрудничеству государственных и частных структур в будущем.

Вторая форма, которую считаем необходимым отметить - соглашение о разделе продукции (далее – СРП) также является формой реализации ГЧП. Согласно российскому законодательству, СРП является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В соглашении, также, определяются условия пользованием недрами и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Законодательство о СРП имеет ряд особенностей.

Во-первых, для развития ГЧП важно закрепление на законодательном уровне такой формы как СРП. Правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 30.12.1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон о СРП). Нормами ГК РФ такое соглашение не урегулировано. Во-вторых, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, которая устанавливает специальный налоговый режим и предусматривает ряд особенностей по взиманию налогов с инвестора. Так, налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов, предусмотренных ст. 346.35 НК РФ, к тому же инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов, не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются для осуществления деятельности, а также транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств. Сам же закон о СРП регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений. В законе урегулированы вопросы порядка заключения соглашения, вопросы передачи прав и обязанностей по соглашению, урегулирована функция осуществления контроля за исполнением соглашения, определена ответственность сторон и государственные гарантии прав инвестора и пр. Таким образом, данная форма ГЧП достаточно урегулирована нормами законодательства. Но, по мнению автора работы, если СРП будет официально признано формой ГЧП, законодательство потребует внесения изменений, в первую очередь связанных с распределением рисков между сторонами соглашения и условий выбора партнера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Приватизация государственного имущества
    С начала радикальных экономических реформ в России одной из главных задач стало реформирование отношений собственности с целью получить наиболее эффективного собственника, хозяина на средст ...

    Полномочия адвокатской палаты субъектов Российской Федерации
    Актуальность данной контрольной работы на тему, полномочия адвокатской палаты субъектов Российской Федерации, заключается в следующем: становление гражданского общества и правового государс ...

    Банковское право
    Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. В соответствии с ч.1 ст. 11 ФЗ РФ О банках и банковской де ...