Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Формы реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Страница 2

Изменения, вносимые в Закон о концессиях, позволяют сделать его более гибким и стабильным, создают для инвесторов более привлекательное поле деятельности. Так, например, в 2010 году Федеральный закон № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) дополняет п.

5 ст.15 закона и говорит о том, что в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В п.4 ст.14 закон закрепляет гарантию концессионера на соблюдение его прав в случае смены собственника объекта концессионного соглашения и говорит о том, что это обстоятельство не является основанием для изменения или прекращения концессионного соглашения. Тем самым, частично застраховывает частного партнера от неблагоприятных последствий в случае расторжения договора по вине концедента, либо его смене. В законе также определяются существенные нарушения условий соглашения.

Негативно воспринимался инвесторами тот факт, что процедура проведения конкурсов предусматривает только два вида конкурсов – открытый и закрытый, но при этом отсутствует возможность конкурентного диалога, организация которого предусмотрена европейским правом. На сегодняшний день закон предусматривает заключение соглашения без проведения конкурса лишь в тех случаях, когда конкурс объявлен не состоявшимся (ч.6 ст. 27, ч.7 ст.32 Закона о концессиях), а также в случае, если право владения и пользования имуществом у концессионера возникли на основании договора аренды, при соблюдении ряда условий предусмотренных законом (если объектом соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, а, также, если данный договор заключен до 1 июля 2010 года). К тому же на практике проведение конкурса и заключения соглашения занимают длительный период, что тоже воспринимается потенциальными инвесторами крайне негативно.

Между тем, закон имеет еще ряд существенных недостатков. Несмотря на то, что закон о концессиях содержит общие положения регулирования ГЧП в различных сферах экономической деятельности, он не адаптирован к современным темпам развития экономики и не учитывает особенности конкретных отраслей, что может существенно повлиять на рентабельность реализуемого проекта.

Недостатком является и то, что закон также регулирует только одну модель взаимодействия власти и бизнеса, модель ВОТ. ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство – передача - эксплуатация). Поскольку авторы публикаций и научных статей одинаково описывают механизм данной модели, примем положение Айрапетяна М.С., согласно которому механизм модели ВТО предполагает передачу объекта государству сразу по завершению строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения. При этом мировой практике известно большое количество моделей ГЧП.

Сотрудники известной международной юридической фирмы ≪Гид Луарэт Нуэль≫ Ревзина О.В. и Минскова М.Г. объясняют такое многообразие моделей желанием участников ГЧП проектов – как частных инвесторов, так и представителей публичной власти удовлетворить свои потребности в полном объеме.

Исследуя вопрос многообразия моделей реализации ГЧП, автор дипломной работы пришел к выводу: в различных правовых системах модели взаимодействия субъектов ГЧП могут называться по-разному и регулироваться различными способами. На наш взгляд, модель представляет собой один из типов той или иной формы партнерства. При этом вариация модели зависит и от того, какое направление деятельности выбрали стороны. Можно выделить такие направления как строительство (Build); владение (Own); эксплуатация (Operate); передача (Transfer); обслуживание (Maintain); управление (Manage); проектирование (Design); финансирование (Finance); аренда (Lease).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Юридические коллизии в системе правовых противоречий
    В России действует большое количество законов, иных нормативных актов, многие из которых попросту не работают, а другие то и дело вступают в противоречия друг с другом. Нерешенность указанн ...

    Правовое регулирование создания юридического лица
    Право всегда существовало не только для отдельных лиц, но и для целых социальных союзов (род, семья, государство и т.д.). Гражданское право знает два вида субъектов прав: физические и юридич ...

    Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
    Гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь представляют собой условия для работы в Парламенте данным должностны ...