Понятие и признаки государственно-частного партнерстваМатериалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Понятие и признаки государственно-частного партнерстваСтраница 3
Так, например, директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Козбаненко В.А., полагает, что основной целью ГЧП в здравоохранении является развитие инфраструктуры учреждений здравоохранения, увеличение объемов финансирования оказанной медицинской помощи населению, повышение ее доступности и качества.
Основной целью ГЧП в сфере ЖКХ является создание эффективной системы производства коммунальных услуг с учетом интересов государства и бизнеса, а в транспортной отрасли – повышение конкурентоспособности транспортной системы, транзитного потенциала страны, в сфере туризма - улучшение качества обслуживания туристов, создание привлекательных рекреационных и туристических зон и пр.В рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года государство предполагает развивать ГЧП для достижения целей развития, экономики и социальной сферы, создания эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
Еще одним специфическим признаком является тот факт, что ГЧП - это взаимовыгодный механизмом для обеих сторон. Для государства – это, прежде всего, повышение эффективности бюджетных инвестиций, создание благоприятных условий для развития экономики, привлечение эффективного менеджмента; для инвестора – возможность извлекать прибыть, оптимизировать свои риски, получить административный ресурс при реализации проекта, престижность взаимодействия с государственными структурами.
Отличительная особенность ГЧП проявляется в осуществлении кооперации усилий сторон и вклада ресурсов и активов в реализацию проекта. Так, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству, внедряет более эффективные методы работы, совершенствует технику и технологии, создает новые формы организации производства, создает новые предприятия, в том числе с иностранным капиталом, налаживает эффективные связи с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников.
Со своей стороны государство обеспечивает возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. В ГЧП оно получает возможность заняться исполнением своих основных функций – контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов.
Поскольку ГЧП осуществляется по средствам реализации ГЧП-проектов, то отношения субъектов должны быть закреплены на официальной, юридической основе (заключение соглашений, договоров, контрактов). Так, одним из наиболее полных перечней договоров ГЧП, по нашему мнению, является перечень, предложенный А.В. Белицкой, которая к договорам ГЧП относит концессионные соглашения, договоры аренды, аутсорсинга, договоры на выполнение работ и оказание общественных услуг, контракты на управление и операторские соглашения, договоры на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, соглашения о разделе продукции и многие другие. Позже список возможных инструментов реализации ГЧП будет дополнен.
Большое количество договоров свидетельствует о том, что ГЧП используется в различных отраслях социально-экономической деятельности государства: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. При этом существует проблема правового регулирования многообразия форм сотрудничества: несовершенство законодательства при реализации партнерства (отсутствуют нормы, регулирующие ту или иную сторону соглашений, либо нормы приводят к коллизиям и пр.)
Седьмым признаком, отличающим ГЧП от других форм взаимодействия власти и бизнеса, является распределение рисков между публичным и частным партнерами. Наиболее важным условием при составлении юристами проектов договоров в рамках ГЧП будет иметь особую важность возможность распределения рисков между субъектами. Правильное распределение рисков имеет существенное значение для уменьшения затрат на осуществление проектов и обеспечения успешной реализации проекта. И, напротив, неудачное распределение рисков, связанных с проектом, может поставить под угрозу финансовую жизнеспособность проекта или помешать его эффективному осуществлению, что увеличит затраты на предоставление соответствующей услуги. Халимовский Ю.А. предлагает субъектам застраховать себя от рисков путем требования какого-либо возмещения от второй стороны в случае, если она не исполнила своих обязательств (залог, неустойка и т.п.). Гончаров О.Г. предлагает использовать методы страхования рисков за счет поддержки малых предприятий по средствам компенсации за счет бюджета части страховых взносов. Причем автор отмечает, что опыт подобного сотрудничества в России уже существует. Например, реализация программ льготного страхования через создание федерального агентства страховых взносов при страховании урожая или льготное жилищное страхование ЖКХ в России.
Смотрите также
Правовая природа договора лизинга
Актуальность темы
исследования. В настоящее время в нашем государстве всё ещё очень остро
стоит вопрос обновления основных средств и материально-технической базы
российских предприятий. К с ...
Правовое регулирование и осуществление контрольно-счетной деятельности
Процесс регулирования и
развития, а также состояние современной правовой базы контрольно - счетной
деятельности до сих пор не отвечают потребностям экономического развития страны
и ее регио ...
Развитие идей прав человека римскими юристами
Естественноправовых идеи
древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее
развитие в Древнем Риме.
Так, положения греческих
стоиков (Зенона, Хрисиппа и др ...