Понятие и признаки государственно-частного партнерства
Страница 2

На наш взгляд, важно, чтобы государство и бизнес участвовали в сотрудничестве на равных началах несмотря на то, что одним из участников является публично-правовое образование. При этом, в отношениях принцип равенства гражданско-правовых отношений должен быть реализован в полной мере.

Следующий признак ГЧП – наличие двух субъектов партнерства -государственного и частного партнера. К публичным субъектам ГЧП относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, как субъекты гражданского права.

Основы правового статуса публичного партнера в Российской Федерации закреплены в нормах Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), которая устанавливает основы организации государственной власти и местного самоуправления, распределяет предметы ведения и полномочия между уровнями государственной власти, а также государственных органов; в нормах Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяющего в п.1 ст.124, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами; устанавливающего в соответствии со ст.125 ГК РФ, что от имени Российской Федерации и ее субъектов органы государственной власти и органы местного самоуправления могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности своими действиями в рамках их компетенции.

Частным субъектом в ГЧП могут выступать субъекты предпринимательской деятельности (российские и иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, объединения на основе простого товарищества) и пр. Исследователями установлен и не оспаривается тот факт, что частный партнер может иметь любую организационно-правовую форму, это также могут быть и некоммерческие организации, и предпринимательские объединения, действующие без образования юридического лица.

В отношении иностранных предпринимателей Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает специальные требования к внесению средств иностранных инвесторов в уставные капиталы стратегических предприятий, в том числе и для хозяйственных обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения.

Очевидно, что государство обладает приоритетом в рамках сотрудничества, но, как уже было отмечено ранее, в отношениях ГЧП должен соблюдаться принцип равноправия государственного и частного партнера, поэтому частным инвесторам необходимы закрепленные в законодательстве гарантии. Такими гарантиями может стать принцип защиты инвестора от ужесточения национального законодательства, подразумевающее сохранение правового режима в случае неблагоприятных перемен или возмещение убытков частному партнеру в случае незаконных действий (бездействий) органов государственной власти или местного самоуправления, гарантия изменения условий соглашения в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера и пр.

В принятых на региональном уровне актах ГЧП обычно рассматривается как организационное взаимодействие (сотрудничество) между публичными образованиями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории субъектов Российской Федерации.

Что касается положений закона Архангельской области от 30.09.2011 N 332-24-ОЗ «Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства» (далее – закон Архангельской области), то здесь определен состав сторон соглашения, но при этом законодательство ограничивает круг лиц, которые могут выступать на стороне партнерства, полностью исключив из числа партнеров индивидуальных предпринимателей. Такие ограничения являются обоснованными, поскольку на партнеров возлагаются обязанности по осуществлению частных инвестиций в экономику региона и реализации социально значимых проектов. Гарантии прав частных партнеров при заключении и исполнении соглашений в законе определены в соответствии с рекомендациями модельного закона «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства».

Третий признак - основная цель ГЧП – осуществление общественно-значимой функции. В целом, исследователи едины во мнении, что цель реализации данной функции заключается в создании и содержании объектов инфраструктуры, обеспечивающих нормальные условия жизни граждан, способствующих дальнейшему развитию населения и повышению уровня его благосостояния. Т.е развитие института ГЧП направлено на создание благоприятных социально-экономических условий в регионах и в стане в целом. При этом, и государство, и бизнес должны придерживаться позиции социальной направленности, социальной ответственности.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Отрасли права - понятие и виды
    Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные ...

    Гражданская правосубъектность физических лиц
    Правосубъектность - это правовая категория, которая используется различными отраслями права. До настоящего времени нет единства в определении данного понятия. Вместе с тем определение поняти ...

    Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса
    В наше время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения. Усовершенствование н ...