Содержание правового статуса публичных субъектов
Материалы / Субъекты налоговых правоотношений / Содержание правового статуса публичных субъектов
Страница 3

Далеко не вся властная деятельность налоговых органов имеет прямое отношение к налогам (сборам), и, соответственно, регламентируется законодательством о налогах и сборах. Например, контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, проводимый налоговыми органами, регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ и Федеральным законом от 22 мая 2003 г.

№54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» соответствующие полномочия возложены на налоговые органы и Налоговым кодексом РФ не регламентируются. В силу п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 данная служба, в частности, осуществляет функции по контролю и надзору за производством и оборотом табачной продукции. Как указано в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. №5, часть первая Налогового кодекса РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Помимо полномочий публичные субъекты (в частности налоговые органы РФ), а так же их должностные лица, несут ответственность за совершение правонарушений в сфере финансового (налогового) права.

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ содержит специальную статью об ответственности налоговых органов, в частности ст. 35 Налогового кодекса РФ, а Закон «О налоговых органах Российской Федерации» отводит этому вопросу отдельную главу III «Ответственность налоговых органов», в обоих законодательных актах предусмотрен лишь один вид ответственности налоговых органов – возмещение убытков, причиненных налогоплательщику незаконными действиями этих органов и их должностными лицами.

Таким образом, нормы налогового законодательства не устанавливают какой-либо специальной ответственности налоговых органов, а, по сути, повторяют положение ст. 53 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов.

Понятие убытков и порядок их возмещения регулируются гражданским законодательством. Как вытекает из ст. 15 Гражданского кодекса РФ, убытки могут быть двух видов: реальный ущерб и упущенная выгода. Поскольку иное не предусмотрено законодательством, при нарушении прав налогоплательщика подлежат возмещению, как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Налоговое законодательство не устанавливает особой процедуры предъявления требований о возмещении убытков, поэтому такие требования должны предъявляться в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Однако налоговые органы не обладают ни источником их возмещения (денежными средствами, которые могут быть направлены на эти цели), ни соответствующей компетенцией (ни одним нормативным актом такое право налоговым органам не предоставлено). Поэтому даже в случае признания налоговым органом требований налогоплательщика возмещение ему убытков возможно только через возбуждение искового производства.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Трудовое право
    Понятие «трудовой договор» более широкое, нежели его опре­деление. Для раскрытия этого понятия надо учитывать не только определение трудового договора как соглашения, но и его функ­ции, знач ...

    Анализ деятельности отдела санитарно-эпидемиологического надзора РУ № 118 ФМБА России
    Производственная практика проходила на базе Регионального управления № 118 ФМБА России, в отделе санитарно-эпидемиологического надзора. Региональное управление № 118 ФМБА создано на основа ...

    Материальная ответственность работника, причинившего вред имуществу работодателя
    Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную нео ...