Содержание правового статуса публичных субъектовМатериалы / Субъекты налоговых правоотношений / Содержание правового статуса публичных субъектовСтраница 1
В основной массе налоговых правоотношений налогоплательщику противостоят специально созданные органы исполнительной власти, обладающие значительными полномочиями – налоговые органы.
Как следует из постановления КС РФ от 21 марта 1997 г.
№5-П единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. В постановлении КС РФ от 17 марта 2009 г. №5-П разъяснено, что централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности ст. 15 Конституции РФ.Основные права и обязанности налоговых органов перечислены в виде открытых перечней, закрепленных в ст. 31 и 32 Налогового кодекса РФ. В то же время отдельные права и обязанности предусмотрены в иных положениях Налогового кодекса РФ. Так, в соответствии с п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Согласно п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Следует учитывать, что властные полномочия налоговых органов по отношению к частным субъектам налоговых правоотношений урегулированы только на федеральном уровне – органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в общем случае не вправе их устанавливать (регулировать). Исходя из определения ВС РФ от 22 декабря 2004 г. №58-Г04-49, Управление ФНС РФ по субъекту РФ не находится в подчинении органа исполнительной власти субъекта РФ, и, в частности, не обязано по предписанию данного органа проводить определенные проверки налогоплательщиков.
Основные права налоговых органов можно представить следующим образом.
Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени ст. 45 – 48 Налогового кодекса РФ; проведение проверок частных субъектов ст. 87 – 89, 100, 101.4 Налогового кодекса РФ; привлечение частных субъектов к налоговой ответственности ст. 101, 101.4 Налогового кодекса РФ и взыскание налоговых санкций ст. 45 – 48, 104 Налогового кодекса РФ.
Прочие права: учет налогоплательщиков ст. 83, 84 Налогового кодекса РФ, осмотр помещений и территорий ст. 92 Налогового кодекса РФ, приостановление операций по счетам ст. 76 Налогового кодекса РФ и др., как правило, используются налоговыми органами в целях реализации основных прав.
Смотрите также
Женская преступность, ее особенности
Успешное
предупреждение
преступности
предполагает
предварительный глубокий
анализ
всех
ее
составных
частей,
современных
тенденций
и
процессов
и,
конечно,
причин.
Не
менее
ва ...
Таможенное оформление
Таможенное
право России как часть современной российской правовой системы представляет
собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере
таможенного дела.
Там ...
Юридические коллизии в системе правовых противоречий
В России действует большое
количество законов, иных нормативных актов, многие из которых попросту не
работают, а другие то и дело вступают в противоречия друг с другом.
Нерешенность указанн ...