Содержание правового статуса частных субъектов
Материалы / Субъекты налоговых правоотношений / Содержание правового статуса частных субъектов
Страница 4

Первый – бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представление форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснение порядка их заполнения;

Второй – письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов и муниципальных образований о налогах и сборах (далее – разъяснение налогового законодательства).

Материальные нормы, устанавливающие право налогоплательщика на информацию и обязанность налоговых органов ее предоставить, на исполнение которых и направлена процедура информирования налогоплательщиков, содержатся в следующих нормативных правовых актах: закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пп. 4, 6 и 10 п. 1 ст. 32, ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, п. п. 5.6, 5.16 и 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506.

Принудительность исполнения налогового обязательства, подразумевая под собой исполнение налогового обязательства помимо воли субъекта налога, а иногда даже против его воли, ни в коей мере не означает исполнение налогового обязательства без ведома субъекта налога, с лишением его права на информацию о ходе принудительного исполнения налогового обязательства и права на защиту своих законных интересов предусмотренными для этого законом способами.

Реализуя право на получение информации от налогового органа, налогоплательщикам следует учитывать, что Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденный приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. №САЭ-3-01/444@) в п. 4.3.2.3, устанавливает: ответ должен быть дан налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса в налоговый орган от налогоплательщика (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Обязанности по информированию налогоплательщиков законодательство предусматривает не только для налоговых, но и для финансовых органов (в том числе Минфина России). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Статья 34.2 Налогового кодекса РФ устанавливает, что Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Механизм информирования, предусмотренный подп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, оказался малоэффективным при решении проблем право применения и обладает рядом недостатков. В частности, позиции финансового и налогового органа могут противоречить друг другу. Следует отметить, что действующая редакция ст. 21, 32, 34.2 Налогового кодекса РФ, устанавливающая полномочия финансовых и налоговых органов по информированию налогоплательщиков, недостаточно четко разграничивает круг вопросов, по которым указанные органы компетентны, проводить информирование. Тем не менее, в Налогового кодекса РФ прямо предусмотрены некоторые правовые последствия нарушения права на информацию: налогоплательщик, ошибочно не уплативший налог по причине исполнения неверного разъяснения уполномоченного органа власти, освобождается от налоговых санкций, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ и пени, п. 8 ст.75 Налогового кодекса РФ, но не от обязанности по уплате налога. В этом плане необходимо рассмотреть постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. №563/10: суд признал результаты контрольной деятельности, выразившиеся в доначислении налогов, незаконными, поскольку налоговый орган своими действиями, по сути, длительное время одобрял ошибочное применение налогового законодательства налогоплательщиком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Завещание как сделка и принцип свободы завещания
    Наследование представляет собой один из древнейших правовых институтов, который сопровождает любую общественно-экономическую формацию, поскольку каждый человек рано или поздно становится на ...

    Анализ деятельности отдела санитарно-эпидемиологического надзора РУ № 118 ФМБА России
    Производственная практика проходила на базе Регионального управления № 118 ФМБА России, в отделе санитарно-эпидемиологического надзора. Региональное управление № 118 ФМБА создано на основа ...

    Правовые позиции конституционного суда России по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления
    Студентом обработано большое количество теоретического материала, на достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне проведено исследование. Автор на основе работ Баглая М.В, Тимо ...