Содержание правового статуса частных субъектов
Материалы / Субъекты налоговых правоотношений / Содержание правового статуса частных субъектов
Страница 3

В плане прав и обязанностей налогоплательщика следует учитывать, что исходя из ст. 19 Налогового кодекса РФ, он участвует в правоотношении по уплате некоторого налога в качестве обязанного лица. Его субъективной обязанностью будет уплата этого налога в полном объеме и не позднее установленного в законодательстве срока.

Поскольку налоговые правоотношения в силу индивидуальной безвозмездности налога являются по общему правилу односторонними, никаких субъективных прав в данном правоотношении налогоплательщик обычно не имеет. Существуют отдельные исключения из этого правила. Например, в силу подп. 4 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ при наличии определенных условий, в частности ст. 64 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик имеет право на отсрочку или рассрочку по уплате налога. Кроме того, на основании подп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, если соответствующая возможность предусмотрена в законодательстве о конкретном налоге, налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы, в соответствии с ст. 56 Налогового кодекса РФ, снижающие размер подлежащего уплате налога. При определенных условиях, в том числе, если налог уже не может быть взыскан принудительно, налогоплательщик может требовать от налогового органа списания задолженности, согласно ст. 59 Налогового кодекса РФ. В части второй Налогового кодекса РФ также предусмотрено значительное число преимуществ, реализовать которые может только лицо, уже являющееся налогоплательщиком какого-либо налога, а именно право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС – ст. 145 Налогового кодекса РФ, право на применение вычетов по НДС, ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ и т.д

Так же за налогоплательщиком закрепляется ряд полномочий дозволительного характера (право на использование налоговой льготы, право на обращение в суд и т.д.), которые носят зависимый или производный характер относительно налоговых обязанностей.

В то же время основные права налогоплательщиков, перечисленные в виде открытого перечня в ст. 21 Налогового кодекса РФ, и основные обязанности налогоплательщиков, закрепленные в ст. 23 Налогового кодекса РФ, могут быть и не связанны с наличием обязанности по уплате конкретного налога. Так, подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ устанавливает правило, в силу которого налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. При этом, в п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. №71 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Соответственно, конкретные права (обязанности) лиц, установленные в законодательстве как права (обязанности) налогоплательщиков, могут относиться не столько к налогоплательщикам, как их определяет ст. 19 Налогового кодекса РФ, сколько к лицам вообще (физическим лицам и организациям).

Рассматривая права и обязанности налогоплательщиков в широком смысле, можно условно поделить на две группы – основное право (основная обязанность) и прочие права (прочие обязанности) (Приложение Г).

Основным правом налогоплательщика является право на информацию (полную и непротиворечивую: об условиях налогообложения, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений). Реализация права на информацию возможна, только если все акты законодательства о налогах как нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в силу ст. 15 Конституции РФ будут официально опубликованы для всеобщего сведения. Каждое лицо имеет право точно знать, какие налоговые обязательства у него могут возникнуть и в каком случае. Гарантией реализации указанного права является п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика.

Кроме того, частный субъект может получать без специальных запросов, либо истребовать у органа власти интересующую его информацию (если только это прямо не запрещено). Статья 33 Конституции РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Анализируя нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, можно условно подразделить данную процедуру на два блока в зависимости от вида и объема информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Понятие и классификация принципов трудового права
    Известно, что право выступает в виде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т.д.), регламентируя отдельные стороны поведения людей. Чтобы выяснить содержание и назначение п ...

    Принципы справедливости в уголовном праве
    Принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению относится к специально-юридически ...

    Развитие советского трудового права
    Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественн ...