Дифференциация государств в МЭСМатериалы / Государства как субъекты международного экономического права / Дифференциация государств в МЭССтраница 3
Что касается бывших социалистических государств и некоторых бывших республик СССР, то большинство из них было наделено статусом государств «с переходной экономикой».
Как когда-то в случае градации развивающихся стран в целях предоставления им преференций, западные государства постарались индивидуализировать подход к каждому государству с «переходной экономикой», с тем чтобы «работать один на один» с каждым государством, раздробить их перевесы и выторговать по максимуму в обмен за статус государства с «рыночной экономикой».
Участие в ВТО требует от стран с переходной экономикой принятия всеобъемлющих — и порой жестких — обязательств в области торговли товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность.
С другой стороны, в системе ВТО странам с переходной экономикой могут предоставляться некоторые послабления (те же преференции). Так, для них практикуются более длительные периоды вступления в силу обязательств, вытекающих из Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ст. 29) или из Соглашения по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ст. 65/5).
Государства действуют таким образом, что можно предположить: исключение из принципа равноправия государств по признаку «нерыночной» экономики (или «переходной» экономики) складывается как международно-правовой обычай, подкрепляемый односторонними актами государств и региональных интеграционных объединений.
На практике дискриминационный подход к «не рыночным государствам» наиболее часто проявляется при осуществлении в странах-импортерах антидемпинговых мер, в ходе которых применяются особые процедуры установления факта демпинга, определения демпинговой цены импортируемого товара, способа определения антидемпинговой пошлины и т.п.
В ЕС к категории стран с «нерыночной экономикой» в этом отношении изначально отнесены, в частности: Албания, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Вьетнам, Грузия, Казахстан, Северная Корея, Киргизия, Молдавия, Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан,
В ЕС действует пояснение к статье VI ГАТТ, которое устанавливает, что в случае импорта из страны, где существует государственная монополия торговли и фиксирование государством внутренних цен, не всегда уместно строгое сравнение цен на импортируемые товары с внутренними ценами такого государства.
В целом правила проведения антидемпинговых процедур содержатся в Регламенте ЕС 384/96, вступившем в силу 6 марта 1996 года.
В ноябре 2002 года Совет ЕС принял постановление 1972/2002, в соответствии с которым из первой части подпункта «b» пункта 7 статьи 2 указанного Регламента 1 384/96 были исключены слова «Российская Федерация» . Это означало, что к России больше не должны применять со стороны ЕС особый — дискриминационный — порядок определения внутренней цены в случае обвинения в демпинге и антидемпинговых процедур.
Смотрите также
Полномочия Президента РФ
Закрепление и реализация
принципа разделения власти легли в основу конституционного развития многих
государств мира, провозгласивших демократические ценности и взявших путь на
управление ст ...
Договор комиссии
Одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики,
как показывает практика, является сфера услуг, бурный рост которой представляет
собой отличительную черту экономической ...
Правовое положение кооперативных организаций в РФ
Кооперативы
как вид объединения коллектива единомышленников для осуществления определенной
деятельности (хозяйственной, производственной, торговой), появились в нашей
стране давно. Первые о ...