Дифференциация государств в МЭС
Страница 1

В международной экономической системе фактически легализована дифференциация государств — субъектов МЭП. Дифференциация произошла по двум критериям:

1) по уровню экономического развития государств;

2) по «степени рыночности» экономики государств.

Дифференциация государств по уровню экономического развития

является согласованным на многостороннем уровне отступлением от формального равенства государств.

Юридически в международной экономической системе оно закреплено Частью IV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), другими соглашениями «пакета» ВТО, Хартией экономических прав и обязанностей 1974 года, решениями ЮНКТАД, международным обычаем. Целью отступления от формального равенства государств является приближение к равенству фактическому.

Механизмом дифференциации стала международная Общая (Глобальная) система преференций для развивающихся стран. Как известно, использовать институт преференций в качестве средства содействия ускоренному экономическому развитию группы развивающихся стран было рекомендовано в решениях Женевской конференций 1964 года (ЮНКТАД — 1).

На второй сессии ЮНКТАД в 1968 году была конкретизирована идея установления общей системы преференций для развивающихся стран (ОСП). Предусматривалось, в частности, что преференции охватят все развивающиеся государства без их дискриминации.

Имелось в виду, что по мере приближения экономического развития того или иного государства к уровню развитых государств такое государство будет лишаться статуса развивающейся страны и, соответственно, преференций.

С самого начала становления системы преференций для развивающихся государств в борьбе за влияние на них столкнулись государственные стратегические интересы ведущих развитых стран, которые стремились:

а) привязать через преференции — экономически — к своей внутренней экономике максимально возможную часть развивающихся государств, как правило, свои бывшие колонии. В этом смысле общая система преференций стала способом замены политической зависимости в условиях колониального подчинения на экономическую зависимость в условиях юридического суверенитета развивающихся стран;

б) осуществить через систему преференций дифференциацию самих развивающихся стран с тем, чтобы расслоить «центр силы», получивший название «Юг», раздробить сгруппированные интересы развивающихся стран и затем «растащить» блок развивающихся государств в привязке к бывшим метрополиям («Север»).

Вместо единого механизма и стандарта преференций, выработанного на многосторонней основе, развитые страны западного цивилизационного типа превратили этот механизм в систему национальных систем преференций. Каждая страна Запада вводила свою систему преференций по отношению к каждой развивающей стране или группе развивающихся стран.

В 1971—1978 годах были объявлены и введены национальные системы преференций практически всех развитых стран. В них был заложен дифференцированный подход к развивающимся странам. Национальные системы преференций развитых стран стали инструментом нажима на развивающиеся государства, своего рода <торга>, в котором преференции предлагались в обмен на политическую и экономическую лояльность.

Так, например, в соответствии с системой преференций США, основные положения которой отражены в Законе о торговле 1974 года, страна не может пользоваться преференциальным режимом в США, если она:

1. является коммунистической страной (кроме тех случаев, когда ей предоставлен режим наибольшего благоприятствования либо она является членом ГАТТ и др.);

2. предоставляет преференциальный режим развитым странам кроме США;

3. национализировала, конфисковала или каким-либо иным способом установила контроль над собственностью граждан, корпораций, компаний или ассоциаций США без соответствующей компенсации.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Понятие и содержание права наследования
    Актуальность темы исследования. Вопрос о судьбе имущества гражданина после его смерти чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы всех участников гражданского оборота - физических и юр ...

    Рассмотрение дел судом присяжных
    Институту присяжных заседателей - не одно тысячелетие. В том виде, в каком данный вид правосудия известен россиянам, суды с участием присяжных заседателей существуют по крайней мере лет 600 ...

    Правовое положение кооперативных организаций в РФ
    Кооперативы как вид объединения коллектива единомышленников для осуществления определенной деятельности (хозяйственной, производственной, торговой), появились в нашей стране давно. Первые о ...