Дифференциация государств в МЭС
Страница 2

В систему преференций ЕС (тогда — Европейского экономического сообщества, ЕЭС), введенную в действие в 1971 году, вошло около 120 развивающихся государств.

В рамках этой системы ЕЭС определило на основе собственных критериев в одностороннем порядке те страны, которые оно считало более конкурентоспособными.

Тем самым при становлении системы преференций практически сразу же начался отход от «недискриминационного» применения к дифференцированному применению преференций.

В ходе многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, получивших название «Токио-раунда» (1973 1979 гг), было принято решение, по сути легализовавшее расслоение преференций развивающимся странам (так называемая «разрешающая оговорка»).

В результате введения в действие международной Общей (Глобальной) системы преференций для развивающихся стран государства — субъекты МЭП дифференцируются сегодня по уровню эковомического развития на:

• экономически развитые страны, которые являются государствами, предоставляющими преференции;

• развивающиеся страны (государства — пользователи преференций), расслоение которых тоже, в свою очередь, получило или получает определенную международно-правовую легализацию; это расслоение проходит по пути выделения в среде развивающихся государств:

а) «новых индустриальных стран», т. е. наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ);

б) наименее развитых из развивающихся государств (самых бедных: Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам — всего 50 государств Африки и Азии).

Следствием преференциального режима является то, что большая масса товарных потоков в мировой торговой системе обращается по льготным каналам.

Если в период своего становления система преференций для развивающихся стран служила, скорее, инструментом привязки развивающихся стран к экономике развитых государств, то в эпоху глобализации акценты меняются.

Сегодня Общая система преференций становится инструментом преодоления экономической отсталости развивающихся стран, «подтягивания» их экономического уровня, перестройки МЭО на более справедливой основе.

Дифференциация государств по «степени рыночности» экономики

. С этой точки зрения практически сложилась градация государств на:

• страны рыночной экономики, в группу которых входит большинство стран мира, прежде всего, промышленно развитых государств и части развивающихся;

• страны «Переходной экономики«, Под которыми имеются в виду в основном бывшие социалистические государства и республики СССР; именно эти государства осуществляют трансформацию своих национальных экономик в экономические системы с рыночной ориентацией и интеграцию в мировую торговую систему;

• страны <нерыночной> («государственной, «административной), «государственно-монополизированной>) экономики, к которым можно отнести в основном страны с тоталитарными или авторитарными государственно-правовыми режимами.

Как было отмечено выше, в современных условиях страны с «государственной», <административной> экономикой остаются фактически вне общей системы МЭО.

Каждая из этих стран на практике согласовывает условия своего участия в МЭО в индивидуальном порядке либо пребывает в самоизоляции или под «экономическими санкциями».

Объективные требования глобализации рано или поздно приведут эти страны к переходу на рельсы «рыночной экономики». Только отказавшись от экономической функции монополиста в национальном хозяйстве и праве собственности (и, соответственно, от авторитарных методов управления), эти государства смогут обеспечить вхождение своих стран в глобальную экономику на недискриминационных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что в международной экономической системе утверждается международно-правовой «принцип дискриминации нерыночных государств» или, точнее, легализуется еще одно (наряду с преференциями для развивающихся стран) исключение из принципа равноправия государств.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Направления совершенствования социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Военная служба – особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной з ...

    Административно-правовое регулирование управления природопользованием и охраной окружающей природной среды
    Гигантский прогресс науки и техники, усиленная эксплуатация природных ресурсов и быстрый рост населения земного шара сделали проблему отношений между человеком и природой особенно актуальной ...

    Поступление на службу и способы замещения должностей
    Тема моей работы называется «Поступление на службу и способы замещения должностей». Актуальность темы состоит лишь в том, что каждый человек имеет право работать, будь-то это завод по произ ...