Акты Парламента Республики Беларусь
Страница 2

После вступления в силу законов об изменении и дополнении Конституции новые нормы становятся неотъемлемой частью Основного Закона и имеют такую же юридическую силу, как и иные конституционный положения.

Таким образом, законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию в иерархии правовых актов стоят на одном уровне с Конституцией, что однако не исключает проверки их конституционности Конституционным Судом.

Такую же юридическую силу, надо полагать, имеют и законы о введении в действие указанных законов. Этот ввод можно сделать исходя из того, что нормы о порядке вступления в силу действующей реакции Конституции включены непосредственно в ее текст. Таким образом, в Конституции проводится тезис о равной юридической силе первичных правовых норм и норм, определяющих порядок их введения в действие.

Кроме законов об изменении и дополнении Конституции, в Основном Законе выделяются законы о толковании Конституции. Эти законы применяются в таком же порядке, как законы об изменении и дополнении Конституции, за исключением того, что к процедуре принятия законов о толковании Конституции не предъявляется требования, установленные статьей 139 Конституции. Конституция специально не оговаривает место указанных законов в иерархии нормативно правовых актов, хотя есть основания полагать, что по своей юридической силе они идут в след за Конституцией. Думается, было бы оправдано закрепить это в Законе «о нормативно правовых актах Республики Беларусь».

Представляется интересным использование в статье 140 Конституции, «акт о толковании Конституции». Трудно представить, чем руководствовались в данном случае авторы проекта Конституции, поскольку из статей 97 и 98 усматривается, что Парламент принимает законы о толковании Конституции. И это логично, поскольку даже толкование любого иного закона согласно пункту 2 части первой статьи 97 Конституции осуществляется посредством принятия законов. Вместе с тем во избежание двусмысленности понимания термина «акт о толковании Конституции» в разрабатываемом проекте Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» было бы целесообразно предусмотреть, что формой акта о толковании Конституции является закон.

В качестве еще одного вида законов можно выделить програмные законы. К числу программных законов часть четвертая статьи 104 Конституции относит законы об основных направления внешней и внутренней политики Республики Беларусь, и о военной доктрине Республики Беларусь. Даные законы также принимаются большинством голосов. Конституция прямо не устанавливает приоритета программных законов перед иными законами, хотя установление было бы в полне естественным. Сам термин «программный закон», а также предусмотренный Конституцией предмет их правового регулирования подчеркивают, что эти законы должны определять основной вектор государственной политики, в русле которой развивается текущее законодательство. Большая юридическая сила программных законов по сравнению с обычными законами предполагается и исходя из усложненной процедуры их принятия, хотя оптимальным было бы закрепление такого подхода на законодательном уровне.

Следующие видом законов являются иные, кроме вышеназванных, законы. Эти законы принимаются Национальным собранием по обычной законодательной процедуре направлены на правовое регулирование различных сфер общественных отношений. По процедуре принятия Парламентом можно выделить три разновидности законов:

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Развитие советского трудового права
    Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественн ...

    Правовая сущность института особенностей расследования преступлений
    История злоупотреблений с пластиковыми картами началась с момента их появления. Первое время все было просто: мошенники пользовались потерянными или украденными карточками. Тогда же появили ...

    Договор аренды по современному российскому гражданскому праву
    Договор аренды (имущественного найма) относится к числу классических договорных институтов, известных цивилистики со времен римского права. Римское право признавало три различных вида найма: ...