Акты Парламента Республики Беларусь
Страница 1

В основу новой редакции Конституции Республики Беларусь принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., положена концепция сильной президентской власти. Однако это нисколько не уменьшает роли Национального собрания – Парламента в формировании правовой системы государства.

Эффективно работающий Парламент является неотъемлемой составляющей государственного механизма, ибо именно акты, применяемые Парламентом, в сути представительного характера этого органа, наиболее отражает волю народа.

Статья 104 Конституции предусматривает что решение Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлении, а решения Совета Республики – в форме постановлений. Вместе с тем системный анализ ряда других конституционных положений позволяет сделать вывод, что эти акты неоднородны и занимают различное место в иерархии правовых актов Республики Беларусь.

В первую очередь к числу актов, принимаемых Парламентом, следует отнести Конституцию. Принятие новой Конституции Парламентом с правовой точки зрения небезупречно. В соответствии с частью третьей статьи 140 Конституции разделы I, II, IV и VIII могут быть изменены только путем референдума. Тем более логичным представляется принятие новой Конституции исключительно на Республиканском референдуме.

Однако возможность принятия Конституции Парламентом допускается основным законом. Она вытекает из части первой статьи 140 Конституции, согласно которой Конституция считается принятой, если за неё проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Какие-либо иные особенности процедуры принятия Парламентом новой Конституции на сегодняшний день не установлены. Можно предположить, что в отношении принятия новой Конституции должны выполняться требования статей 138 и 139 действующего Основного Закона, регулирующие внесение в Конституцию изменений и дополнений. Кроме того, представляется очевидным, что в случае возникновения такой необходимости порядок принятия новой Конституции Парламентом должен быть дополнительно урегулирован либо путем принятия специального закона, либо посредствам толкования части первой статьи 140 Конституции.

Вопрос о юридической силе Конституции предельно ясен, верховенство Конституции четко закреплено в самом Основном Законе.

Основным видом правовых актов принимаемых Национальным собранием являются законы. В силу важности регулируемых или общественных отношений и относительной стабильности законы являются стержнем всей системы законодательства. Несмотря на то, что в процессе принятия законов участвует и глава государства, его участие ограниченно процедурой подписания принятого закона, а так же правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Вся процедура принятия закона проходит в палатах Национального собрания, а потому законы с полным основанием можно рассматривать как акты Парламента. Именно из такого понимания правовой природы закона исходит современная юридическая наука.

Конституция выделяет несколько видов законов, занимающих различное место в иерархии нормативных правовых актов.

Прежде всего, это законы о внесении изменении и дополнений в Конституцию. В некоторых государствах такие законы называются конституционными. В конституции РБ для определения данной категории законов данный специальный термин не используется, однако предусмотрена усложненная процедура их принятия: ограничен круг субъектов, имеющих право их инициировать, установлена необходимость двух предварительных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев, а также принятия их квалифицированным большинством; определены периоды, в течении которых указанные законы приниматься не могут.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Административно-правовое регулирование управления природопользованием и охраной окружающей природной среды
    Гигантский прогресс науки и техники, усиленная эксплуатация природных ресурсов и быстрый рост населения земного шара сделали проблему отношений между человеком и природой особенно актуальной ...

    Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей
    Актуальность исследования определяется рядом причин политического, социального, экономического и правового характера. Одним из приоритетных направлений политики государства, осуществляемой в ...

    Отрасли права - понятие и виды
    Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные ...