Иные полномочия Президента РФ в общественной и
государственной жизниМатериалы / Полномочия Президента РФ / Иные полномочия Президента РФ в общественной и
государственной жизниСтраница 5
Во-вторых, требуется провести детальную регламентацию полномочий Президента РФ отдельным нормативным правовым актом в форме федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации». Наличие такого акта позволит избежать нередко встречающиеся пространные толкования положений Конституции Российской Федерации относительно правового статуса главы государства и его взаимодействия с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
В предлагаемом законе требуется привести в соответствие законодательно закрепленные полномочия с полномочиями арбитра (как следует из положений Конституции), а не непосредственного контролера и руководителя, участника процесса во всех сферах деятельности исполнительной власти, диктующего «правила игры» на политической арене. Кроме того, необходимо будет конституционно также закрепить положение о том, что порядок осуществления полномочий Президента РФ и их объем определяются федеральным конституционным законом. Предлагаемый Федеральный конституционный закон должен собрать воедино полномочия Президента РФ по всем сферам деятельности, которые содержатся сейчас во множестве нормативных правовых актов. Важно в указанном законе ввести запрет на издание собственно Президентом РФ нормативных правовых актов, наделяющих его же самого дополнительными полномочиями. Это позволит сделать полномочия главы государства более строгими, понятными и прозрачными.В-третьих, следует внести изменения и в части объема полномочий Президента РФ в отношении Правительства РФ, и самого основного из них – возможности отставки последнего (ст. 117 Конституции РФ). Как известно, демократия – «власть народа», а представители народа сосредоточены в выборном законодательном органе – Государственной Думе Федерального Собрания РФ, то логичным будет наделить Парламент РФ определенными «сдержками и противовесами» в отношении Правительства РФ. В частности, считаем необходимым вопрос об отставке Правительства РФ причислить к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания РФ, с той лишь оговоркой, что предложение об отставке будет исходить от Президента РФ по его усмотрению в период действия Государственной Думы и в обязательном порядке после избрания ее нового состава.
В-четвертых, похоже, что требуется также внести изменения в существующее законодательство для создания в России эффективного механизма «сдержек и противовесов», наиболее оптимальной на данном этапе сбалансированной системы власти. Баланс ветвей государственной власти, как уже говорилось, будет соблюден лишь тогда, когда принятие решений каждой из них не будет «замыкаться» в итоговой инстанции на Президенте России в силу его контрольных и исполнительно-распорядительных полномочий, а будут созданы реальные противовесы, препятствующие узурпации власти «в одних руках». Это может быть достигнуто посредством обеспечения эффективного парламентского контроля, фактической независимости судебной власти в контроле за законностью решений и действий государственных органов, повышения исполнительской дисциплины при реализации государственных решений, а также обеспечения одной из важных основ демократического государства – многопартийности. Достижение реального баланса властных сил в Российской Федерации поможет решить ряд существующих проблем, поможет устранить множество преград на пути к политическому и идеологическому многообразию, эффективному механизму участия народа в государственной политике.
Смотрите также
Возмещение вреда, причиненного гражданину незаконным привлечением к уголовной ответственности
Признание за российскими
гражданами права на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного
осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного
применения в ...
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Осознавая значимость построения единого информационно-правового
пространства, роль правовой культуры в развитии гражданского общества, стремясь
реализовать постулаты, изложенные в основных д ...
Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства
Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года развитие
институтов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП)
определяется как одно из с ...