Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Материалы / Полномочия Президента РФ / Иные полномочия Президента РФ в общественной и государственной жизни
Страница 3

В условиях интенсификации международного сотрудничества в современном мире и появления новых задач, вызывающих необходимость такого сотрудничества, возрастает и роль главы государства, как главного звена конституционно-правового механизма осуществления внешней политики страны.

Это в свою очередь выдвигает на первый план задачу совершенствования правовой основы внешнеполитической деятельности Президента РФ и усиления роли институтов гражданского общества во влиянии на внешнеполитический процесс.

Как уже отмечалось выше, полномочия Президента могут быть конституционными и законодательными. В первом случае мы говорим о полномочиях Президента, предоставленных ему Конституцией, во втором - о полномочиях, предоставленных Президенту федеральными законами.

Опыт исторического развития показывает, что во всех странах на молодую республику покушается глава государства, который при поддержке своих сторонников, а то и массы консервативно настроенного населения пытается установить свою единоличную власть в стране, более или менее жесткую диктатуру. Россия не является исключением.

Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент - гарант Конституции, прав и свобод человека; он принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Многие правоведы, специалисты конституционного права называют эту статью "набором скрытых полномочий Президента".

Как конкретно должно обеспечиваться согласованное функционирование органов государственной власти? Это может происходить и в том числе путем применения главой государства непосредственного руководства, а также координирующих полномочий в отношении органов исполнительной власти. Здесь необходимо подчеркнуть, что в России официально нет отдельной "президентской ветви" власти и поэтому возникает справедливый вопрос, к какой власти, собственно, относится Президент Российской Федерации. Бесспорным является то, что он глава государства. Но можно ли утверждать, что он не является главой федеральной исполнительной власти? На наш взгляд, нельзя, поскольку де-факто он одновременно играет роль и главы исполнительной власти. А чуть ниже, раскрывая сущность института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Президент РФ фактически делегировал на соответствующий региональный уровень свои собственные полномочия. При этом он не превысил своих полномочий.

Значительное количество указов главы государства издано фактически в режиме конкурирующей компетенции с законодательной и исполнительной властью. Искажение конституционных принципов верховенства федеральных законов и разделения властей становится особенно очевидным, поскольку на основе указов законодательного характера происходит фактическое соединение в одном лице власти законодательной и исполнительной, т.е. происходит вторжение главы государства в сферу правового регулирования парламента.

Данная проблема обостряется тем, что лишь Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации вправе разрешать возможные споры о компетенции между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации. Но он фактически легализовал возможность главы государства устанавливать первичные нормы, сославшись на новый статус главы государства, определенный ст. 80 Конституции Российской Федерации.

Подобные скрытые полномочия Президента Российской Федерации можно компенсировать предоставлением Федеральному Собранию права отменять акты главы государства и Правительства Российской Федерации, противоречащие федеральным законам, либо приостанавливать их действие до решения вопроса Конституционным Судом Российской Федерации.

Немаловажной составляющей первой проблемы является взаимодействие Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере подзаконного нормотворчества. С одной стороны, глава государства фактически возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, с другой стороны, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством лишь взаимодействуют, что подчеркивает правовую самостоятельность последнего. Однако специфика указанного взаимодействия такова, что поручения главы государства обязательны для исполнения Правительством Российской Федерации, а его судьба зависит от воли Президента страны. В то же время Правительство Российской Федерации наделено всеми полномочиями в сфере федеральной исполнительной власти и квалифицируется как государственный орган общей компетенции, решающий в рамках конкретных полномочий различные вопросы государственной политики.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Применение арбитражами коллизионных норм иностранного права
    В настоящее время вследствие расширения международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества значительно возросло число споров с участием иностранных лиц, ...

    Криминологическая характеристика групповой преступности
    Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что преступная активность населения в значительной части выражается в групповых посягательствах. Очевидно, что предупреждение групповой пр ...

    Анализ особенностей регулирования труда работников автотранспорта
    Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа р ...