Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Материалы / Полномочия Президента РФ / Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с законодательной властью
Страница 5

В связи с этим при рассмотрении вопроса об институте посланий главы государства в механизме легитимации государственной власти особое внимание следует обратить на основной, политический, аспект роли посланий Президента РФ в данном механизме.

В этом случае институт посланий главы государства выступает в качестве ориентира для граждан при восприятии ими государственной власти в России в лице Президента, понимании его влияния на значимые сферы общественной жизни, оценке осуществляемых политических, социально-экономических преобразований и поддержке установленного им государственного курса.

В соответствии со ст. 170 БК Президент направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание. В Бюджетном послании Президента определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Содержание Бюджетного послания Президента РФ включает в себя основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. В Бюджетном послании подводятся итоги завершившегося финансового года, определяются приоритетные задачи бюджетной политики, которые должны быть решены в очередном финансовом году и плановом двухлетнем периоде. Хотя Бюджетное послание адресовано Федеральному Собранию, т.е. определяет основные направления федеральной бюджетной политики, оно имеет большое значение и при составлении проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Так, в бюджетных посланиях освещаются проблемы и определяются приоритеты развития межбюджетных отношений.

Официально составление бюджета начинается с Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на очередной финансовый год, хотя фактически это происходит раньше. Послание определяет основные направления бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года.

Структура и содержание бюджетного послания Президента РФ зависит от сложившейся экономической ситуации в стране и основных направлениях развития бюджетной политики в плановом периоде.

Как известно, сама правовая политика, будучи самостоятельной формой государственной политики и являясь средством юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур, воплощается прежде всего в законах, конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах. Касательно государственной долговой политики России к таким нормативным актам относятся прежде всего Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), федеральные законы о федеральном бюджете на текущий год. Концептуальное значение для реализации российской финансово-правовой политики в сфере государственного долга имеют также такие нормативно-правовые акты, как бюджетные послания Президента РФ. Важно заметить, что указанные послания являются обязательными в силу ст. 170 БК РФ. В них находит политическое воплощение и правовое закрепление ряд актуальных направлений реализации как финансовой, так и финансово-правовой политики, однако, к сожалению, без какого-либо отграничения первых от вторых. В связи с этим ученым-финансоведам приходится самостоятельно выявлять и систематизировать, исходя из общего массива финансово-правовых норм, конкретные положения, содержащиеся в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ, относящиеся к общим и специальным (институциональным) направлениям финансово-правовой политики (в т.ч. к сфере госдолга и т.п.).

Бюджетные послания Президента РФ на последующие годы также содержат и закрепляют основные стратегические и тактические направления финансово-правовой политики Российского государства в рассматриваемой сфере. Так, например, в специальном разделе Послания Президента РФ "О бюджетной политике на 2002 год" было закреплено конкретное содержание политики в области управления госдолгом, которое заключалось в создании единой системы управления госдолгом (унифицированной системы учета госдолговых обязательств), выработке и реализации единой стратегии управления госдолгом. Законодателю предлагалось усовершенствовать национальное законодательство в сфере государственных долговых отношений посредством анализа и обобщения традиционных и апробированных экономических (финансовых) механизмов оптимизации государственных долгов, применяемых в мировой практике, что является ярчайшей иллюстрацией взаимодействия правоприменительной и концептуальной частей правовой политики государства в рассматриваемой сфере. В формировании же концепции правовой политики в сфере управления госдолгом особую роль, на наш взгляд, призваны сыграть как теоретические научные разработки, так и принятые на их основе и оформленные посредством правовых норм доктринальные правовые акты (Концепции, Программы, Основы и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 

    Смотрите также

    Преступления в области предпринимательской деятельности
    Предпринимательство как социально-экономический институт и предприниматели как социальный слой - сравнительно молодое явление на белорусском экономическом пространстве. С начала 90-х годо ...

    Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
    Гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь представляют собой условия для работы в Парламенте данным должностны ...

    Применение арбитражами коллизионных норм иностранного права
    В настоящее время вследствие расширения международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества значительно возросло число споров с участием иностранных лиц, ...