Экспертиза и мониторингМатериалы / Система управления и механизмы реализации региональной политики / Экспертиза и мониторингСтраница 3
Весь ход экспертизы «плановых» документов должен пронизывать социально-экономический императив. Он обычно присутствует в процессе оценивания актуальности главной цели, логичности постановки задач, определения природно-ресурсного, экономического, демографического, интеллектуального и других потенциалов, проверки надёжности расчетов.
Этот императив остаётся ведущим также при анализе достоверности информации, выборе приоритетных направлений регионального развития и конкретных программных мероприятий, эффективности политических решений и программных предложений.Экспертное заключение обычно включает оценку методологической и научно-технической обоснованности документов. При этом важно соблюдение таких методологических принципов, как социальной и экологической приоритетности, территориальности, системности, комплексности, конкретности, реальности. При оценке выбора программных вариантов развития регионов, глубокого анализа заслуживает степень сбалансированности и комплексности социально-экономического функционирования территории.
Социальные приоритеты регионального развития требуют пристального внимания и оценки динамики демографических процессов, которые ведут к изменениям численности и состава населения, территориальным сдвигам в системе расселения, появлению новых и исчезновению некоторых поселений, изменению форм взаимодействия территориальных общностей людей с окружающей средой. Особой оценки заслуживают намечаемые мероприятия по улучшению условий и повышению уровня и качества жизни людей, поддержке малообеспеченного населения, социальной защите и физической безопасности граждан.
Перспективы региональной экономики связаны с возрождением трансформируемого хозяйства, реконструкцией действующих и строительством новых предприятий разных мощностей и форм собственности, совершенствованием территориальной организации производительных сил. Особой оценки заслуживает обоснованность расчётов создания новых полюсов роста и коридоров коммуникаций, особых экономических зон.
Заслуживает внимания система мероприятий по улучшению экологической ситуации, оценка предложений по снижению ресурсо-, тепло-, энергоёмкости предприятий, уменьшению уровня загрязнения ландшафтов, сохранению резерватов, особо охраняемых территорий.
Контрольные функции регионального развития выполняют законодательные органы регионов, Российской Федерации, а также общественные организации, партии и движения. Организация действенного регионального управления социально-экономическими процессами возможна при наличии достоверной информации и создании регионального мониторинга.
В большинстве регионов уже функционируют экономический, социальный, демографический и экологический мониторинги, которые чаще всего разобщены и действуют на индивидуальной методологической основе. Задача заключается в интеграции частных мониторингов и создании единого регионального мониторинга. Он сможет обеспечивать органы управления, субъекты хозяйствования и всё население полной информацией о жизнедеятельности людей, процессах функционирования социальной, экономической, экологической, рекреационной и политической сфер. Действенность мониторинга зависит от уровня и эффективности функционирования региональной геоинформационной системы, включающей сбор информации, её передачу с помощью современных средств связи, машинную обработку, накопление, хранение и выдачу пользователям. Создание эффективной службы мониторинга сопряжено с территориальной организацией сети станций (включая космические) и пунктов (включая передвижные установки) наблюдения за всеми процессами регионального развития. Постоянное слежение за ситуацией по всей территории регионов повысит оперативность соответствующих действий контролирующих органов, эффективность региональной политики и территориального управления.
Функциональная деятельность геоинформационных систем и интегрального мониторинга проявляется по следующим направлениям:
Смотрите также
Классификация преступлений
Классификация в уголовном законодательстве – это
специфический прием юридической техники, представляющий собой деление
закрепленных правовых положений по единому критерию на определенные кат ...
Исследование принципа разделения властей
Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным
изменениям государственного устройства Беларуси. Распад единого государства -
Советского Союза - определил изменения в ...
Система управления и механизмы реализации региональной политики
Значимость системы управления
региональной политики и механизмов её реализации в достижении целей и решений
региональных задач в современных условиях очень велика, так как в России
наблюдаю ...