Принципы организации и деятельности органов исполнительной
власти Российской ФедерацииМатериалы / Государственное управление и исполнительная власть / Принципы организации и деятельности органов исполнительной
власти Российской ФедерацииСтраница 2
Итак, в систему принципов построения и деятельности органов исполнительной власти входят:
принцип федерализма;
принцип правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти;
принцип системности этих органов;
принцип централизации и децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе;
принцип дифференциации и фиксирования функций и полномочий;
принцип законности;
принцип профессионализма и компетенции;
принцип гласности;
принцип чередования функций и полномочий и передачи одной частью органов исполнительной власти другой её части некоторых своих полномочий;
принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти.
Хотя приведенная классификация несколько условна, в ряде случаев она позволяет по-новому взглянуть и на данную проблему в целом, и на систему, характер и специфику принципов, которые характерны именно для построения и деятельности органов исполнительной власти
1. Принцип федерализма - это конституционное, широкое и глубокое начало, которое во многом обусловливает характер и специфику всего организационно-правового строения современного Российского государства в целом, а не только органов исполнительной власти. "Элемент федерализма" применительно к. органам исполнительной власти непосредственно закреплен в ряде глав и статей Конституции Российской Федерации.
Принцип федерализма как одна из основ построения органов исполнительной власти глубоко и всесторонне сочетается с принципом совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Принцип правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти, - как и вся система исполнительной власти Российской Федерации, так и ее отдельные части, и органы требуют соответствующего и эффективного правового регулирования, т.е. наличия правовой основы.
Исходные, фундаментальные положения на сей счет содержатся в, самой Конституции, остальное, т.е. текущее, динамичное регулирование, касающееся органов исполнительной власти, - в федеральных законах, во множестве других нормативно-правовых актов.
Например, в Конституции определены основы правового статуса органов исполнительной власти Российской Федерации: в ст.10 - принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; в ст.71. п. "г" предусмотрены система федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации; в гл.4 содержатся нормы о взаимоотношениях Президента и органов исполнительной власти; гл.6 целиком посвящена статусу Правительства Российской Федерации. В федеральных законах, нормативных указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства РФ содержатся многочисленные правовые нормы о статусе органов исполнительной власти, а также примерная структура органов краевой и областной администрации (управления, комитеты, отделы).
Перечисленными и многими другими правовыми нормативными актами устанавливаются правовая основа соответствующих органов исполнительной власти, порядок их организации, правовые основы компетенции.
3. Принцип системности органов исполнительной власти - до принятия нынешней Конституции Системность органов, в том числе органов государственного управления, рассматривалась как некая непреложная, имманентная самому общественно-политическому строю и действовавшей Конституции.
С принятием Конституции РФ положение несколько изменилось. Теперь термин "система" применительно к государственным органам так просто не присваивается. Да и само понятие "система", а, следовательно, явление системности, применяется только по отношению к определенному кругу государственных органов. Например, термин "система" едва ли применим к органам законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку и правовой статус, и наименования, и. порядок образования, и сроки легислатуры у них разные. Каждый законодательный орган имеет свои существенные особенности, что не позволяет говорить об их совокупности как о системе.
Смотрите также
Организация работы отдела вневедомственной охраны
Практика является одной из необходимых форм подготовки
студентов. Имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в
процессе теоретического обучения. Студенты приобретают необх ...
Сравнение институтов президентов США и РФ
В период создания буржуазной
государственности мышление новой господствующей элиты было ограничено
историческими рамками эпохи, что нашло свое выражение в весьма сильном
воздействии на обще ...
Договор подряда для государственных нужд
Актуальность темы. Подряд для
государственных нужд- один из наиболее распространенных в сфере предпринимательской
деятельности договоров. Он опосредует возмездное создание материальных благ ...