Нормативно–правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства
Материалы / Особенности правового регулирования органов опеки и попечительства в городе Курске / Нормативно–правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства
Страница 3

Такую конструкцию продиктовала практика. В действительности сбор документов, подтверждающих возможность установления опеки или попечительства, занимает немалое время. За это время интересам гражданина, нуждающегося в опеке или попечительстве, может быть нанесен непоправимый урон.

Таким образом, предварительная опека позволит, например, в экстренных случаях устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, и не передавать его в детское учреждение.

Впервые в истории современного российского законодательства предлагается при установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними учитывать волю их родителей. Предусматривается механизм установления опеки (попечительства) по заявлению родителей на период их временного отсутствия по уважительным причинам. Такое назначение опекуна или попечителя не является основанием для лишения или ограничения родительских прав. Напротив, обращение родителя в орган опеки и попечительства с подобной просьбой, обоснованной уважительными причинами, свидетельствует об их желании защитить права и интересы ребенка на период своего отсутствия.

В соответствии с законопроектом родитель (родители) будет вправе определить ребенку (детям) опекуна или попечителя на случай своей смерти. Соответствующее распоряжение родителя (родителей) может быть сделано в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, или в завещании (в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» вводится новая статья 1140.1 «Завещательное назначение опекуна или попечителя»). Разумеется, лицо, указанное родителями, может быть назначено опекуном или попечителем их ребенку лишь при условии, что такое назначение не будет противоречить закону.

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» впервые четко регулируется порядок устройства лица под опеку (попечительство) по договору. Опека по договору будет возможна не только в отношении детей, как это имеет место сейчас при создании приемных семей (ст. 151 — 155 Семейного кодекса Российской Федерации), но и в отношении взрослых подопечных. Это нововведение позволит увеличить число подопечных, которым назначены опекуны (попечители), и сократить число граждан, вынужденно пребывающих в учреждениях.

Институт опеки (попечительства) по договору не устраняет из законодательства конструкцию приемной семьи. Напротив, она сохраняется и обновляется, что потребовало в том числе и внесения изменений в главу 21 Семейного кодекса.

В то же время Закон допускает возникновение иных, помимо приемной семьи, форм опеки и попечительства над детьми по договору. Такой формой сможет стать патронатная семья, существование которой уже сейчас в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено законами многих субъектов Российской Федерации.

Во всех случаях договорной опеки на уровне федерального законодательства будут урегулированы основные положения об опеке и попечительстве по договору. Такой договор Законом «Об опеке и попечительстве» рассматривается как гражданско-правовой, следовательно, его содержание, а также ответственность сторон — это вопросы, которые могут быть урегулированы исключительно на уровне федерального законодательства (ст. 71 Конституции Российской Федерации). Однако порядок действий органов опеки и попечительства при заключении таких договоров, а также размер и порядок предоставления опекуну вознаграждения субъекты Российской Федерации смогут самостоятельно определить в своих законах.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Счетная палата РФ как высший специальный орган государственного финансового контроля и ее функции
    Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитны ...

    Общая характеристика специальных учреждений правоохранительных органов Республики Казахстан
    В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция Министерства внутренни ...

    Анализ особенностей регулирования труда работников автотранспорта
    Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа р ...