Общая характеристика специальных учреждений правоохранительных органов Республики Казахстан
Материалы / Общая характеристика специальных учреждений правоохранительных органов Республики Казахстан

В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция Министерства внутренних дел, имеющие статус воинского формирования.

Основными задачами административной полиции являются: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, осуществление дознания и административного производства в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан, обеспечение правопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в том числе лиц без определенного места жительства, документов, выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, осуществление лицензионной и разрешительной деятельности, возложенных на органы внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Административную полицию образуют службы участковых инспекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензионной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной полиции, дорожной полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед административной полицией задач.

Систему специальных учреждений правоохранительных органов Республики Казахстан образуют:

Медицинский вытрезвитель (Положение о медицинском вытрезвителе при ОВД Республики Казахстан. Утверждено приказом МВД №37 от 25.01.1996 г.).

Медицинские вытрезвители при ОВД создаются решениями местных представительных и исполнительных органов и являются специализированными учреждениями полиции, выполняющими функции пресечения нарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, а также оказания лицам, находящимся на улицах и в других общественных местах в состоянии опьянения необходимой медицинской помощи и проведения с ними профилактической работы. Штаты и структура медицинских вытрезвителей утверждаются начальниками Департаментов внутренних дел городов Астаны, Алматы, областей в соответствии с типовыми штатами этих учреждений. Расходы на содержание медицинских вытрезвителей производятся за счет местных бюджетов. Помещения под медвытрезвители предоставляют местные органы власти, ими также финансируются расходы по их эксплуатации и выделяются средства для приобретения специальной техники и автотранспорта. Оказание помощи в организации медицинского обслуживания, в обеспечении здравпункта медицинских вытрезвителей лекарственными препаратами, оборудованием и инструментарием, контроль за санитарным состоянием этих учреждений осуществляют медицинские службы ДВД, ДВДТ и местные органы здравоохранения.

Для выполнения задач, возложенных на медицинский вытрезвитель, начальник медвытрезвителя назначает дежурный наряд в составе инспектора-дежурного, фельдшера (фельдшеров), полицейского (полицейских) внутреннего наряда, а также экипаж (экипажи) "Спецмедслужбы" по подбору задержанных. В состав экипажа в обязательном порядке должны входить полицейский-водитель и два полицейского. Один из них назначается старшим.

Административное задержание с принудительным содержанием в течение определенного времени в медицинском вытрезвителе с целью пресечения его противоправных действий производится в случаях, неповиновения сотруднику ОВД при распитии данным лицом спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Сам факт нахождения лица в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте без наличия вышеуказанных признаков, не может служить основанием для его задержания и помещения в медицинский вытрезвитель.

Лица, подлежащие доставлению в медвытрезвитель, но не способные самостоятельно передвигаться, переносятся в спецавтомобиль на носилках только после осмотра и согласия медицинских работников. При появлении у кого-либо из них признаков резкого ухудшения состояния здоровья к месту нахождения вызывается "скорая помощь" либо больной передается в ближайшее лечебное учреждение органов здравоохранения.

Для доставления в медицинские вытрезвители граждан в состоянии опьянения привлекаются наряды всех служб и подразделений полиции, участвующих в охране общественного порядка по единой дислокации.

Запрещается помещать в медвытрезвители следующих лиц:

- обнаруженных в состоянии опьянения в бессознательном состоянии (лежачем положении) или имеющих видимые телесные повреждения;

- женщин с явными признаками беременности;

- инвалидов с явными признаками инвалидности;

В данном случае необходимо вызвать скорую медицинскую помощь

- депутатов Парламента РК и маслихатов (передаются соответственно ответственным дежурным высшего представительного органа Республики или территориальных (областных, городских, районных, поселковых, сельских) маслихатов);

- военнослужащих и призванных на сборы военнообязанные; одетых в форменную одежду или находящихся в штатской одежде и имеющих документы, удостоверяющие личность (передаются представителям военной комендатуры, командирам воинских частей или управление (отдел) по делам обороны);

- работников ОВД, КНБ, финансовой полиции, прокуратуры, суда (передаются соответствующим представителям);

- награжденных государственными наградами РК, а также граждан в возрасте 60 лет и старше (передаются родственникам). При невозможности передачи таких лиц они доставляются на вытрезвление в медицинский вытрезвитель на общих основаниях и помещаются в отдельную палату.

- ностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом. При обнаружении таких лиц старший экипажа докладывает дежурному по горрайоргану и действует по его указанию. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, а также лица без гражданства доставляются в медицинский вытрезвитель на общих основаниях.

- лиц, подозревающихся в совершении преступлений (передаются в дежурную часть ОВД).

Доставление и помещение в медицинский вытрезвитель несовершеннолетних допускается лишь в исключительных случаях, когда невозможно установить их личность и место жительства и передать родителям (лицам, их заменяющим), либо представителям учреждений, отвечающим за их воспитание и содержание, или в приемник-распределитель для несовершеннолетних. По каждому факту доставления и помещения несовершеннолетнего в состоянии опьянения инспектор-дежурный в обязательном порядке выясняет, вовлекался ли он в пьянство взрослым и кем именно, где приобретал спиртные напитки и другие необходимые данные.

У лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель инспектор-дежурный выясняет, не приведет ли это к тяжким последствиям (остановке производства, взрыву котла, замораживанию системы отопления, а также оставлению малолетних детей или лиц, нуждающихся в постоянном уходе, в обстановке, угрожающей их жизни и т.д.).

При наличии указанных обстоятельств он обязан через дежурного по горрайлиноргану по территориальности принять меры по предотвращению таких последствий.

Доставленные лица подвергаются личному досмотру. При обнаружении оружия, наркотиков или сырья для их производства, других запрещенных к хранению предметов, а также вещей и предметов, указывающих на возможную причастность задержанного гражданина к совершению преступления и являющихся основанием обоснованно подозревать его в этом, составляется протокол изъятия в присутствии понятых и вместе с доставленным передается в дежурную часть горрайоргана внутренних дел по месту задержания. Помещать таких лиц на вытрезвление категорически запрещается.

Личность и место работы помещенного на вытрезвление гражданина должны быть достоверно установлены, за что персональную ответственность несет инспектор-дежурный.

При отсутствии у гражданина личных документов он принимает необходимые меры по всесторонней проверке сообщенных доставленным о себе сведений (используются возможности паспортного стола, адресного бюро, отдела кадров по месту работы, информации родственников, знакомых и т.п.).

Административное задержание физического лица в медицинском вытрезвителе осуществляется в течение времени, необходимого для обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и может длиться не более трех часов.

Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления, удостоверенного медицинским работником, и продлеваться не может.

Лица, не имеющие при себе документов, в целях достоверного установления их личности, а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по нему решения могут быть задержаны в административном порядке после вытрезвления на срок не больше трех часов, о чем делается отметка в журнале регистрации лиц, помещенных в медицинский вытрезвитель.

Приемник распределитель ОВД РК (Постановление Правительства РК от 30 мая 1996 г. №665 "О мерах по оказанию социальной, медицинской и иной помощи лицам, не имеющим определенного места жительства, документов")

Специальный приемник для лиц, находящихся под административным арестом (Положение о специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Утверждено приказом Министра внутренних дел РК от 23 июля 2002 года №499).

Изолятор временного содержания (Закон РК от 30 марта 1999 г. 3353-1 "О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; Инструкция по организации несения службы, обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания. Утверждена приказом Министра внутренних дел РК от 1 июня 2002 года №386).

Следственный изолятор (Закон РК от 30 марта 1999 г. №353-1 "О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; Инструкция по организации охраны и надзора за лицами, содержащимися в следственных изоляторах Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан. Утверждена приказом и.о. Министра юстиции РК от 27 августа 2004 г. №244);

Центр временной изоляции, адаптации и реабилитации для несовершеннолетних ОВД РК (Приказ МВД РК №708 от 25.12.2004 г. "Об утверждении Положения о ЦВИАРН ОВД").

    Смотрите также

    Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях
    Антинаркотическая позиция общества наиболее активно формируется в последние годы: на международном и национальном уровне она получает правовой формат в виде антинаркотического законодательс ...

    Реализация норм права - понятие и формы
    Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической науки, но это не делало их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс, всесторонний его анализ ставили перед учеными ...

    Гражданско-правовое регулирование залога
    В условиях рыночной экономики для успешной работы участников предпринимательской деятельности особую значимость приобретают способы обеспечения исполнения обязательств. Подавляющее больши ...