Президентская власть в РФ как развивающийся институтМатериалы / Сравнение институтов президентов США и РФ / Президентская власть в РФ как развивающийся институтСтраница 2
Президент имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания: при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней.
Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть отклонен или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении референдума не вправе.
Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право, распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случаях:
1. Трехкратного отклонения его представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст. 11 Конституции РФ);
2. При двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.З ст. 117);
3. При отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст. 117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
а) В течение года после ее избрания;
б) С момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации:
в) В период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
г) В течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное.
Но при всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительской власти.
Президент и Правительство.
Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним условием, что он получит на это согласие Государственной Думы, Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. Неустойчивая многопартийная: система, сложившаяся в стране, и соответствующее ей представительство в Думе исключают возможность создания однопартийного правительства большинства. В результате складывается ситуация, когда в состав Правительства входят представители партийных фракций Думы, находящиеся в оппозиции. Однако Президент вправе действовать самостоятельно и единолично принимать решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что подтверждает его руководящее положение в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений
Смотрите также
Правовая сущность института особенностей расследования преступлений
История злоупотреблений с
пластиковыми картами началась с момента их появления. Первое время все было
просто: мошенники пользовались потерянными или украденными карточками. Тогда же
появили ...
Процессуальные меры обращения взыскания на имущество гражданина
Актуальность темы выпускной
квалификационной работы. Статья 45 Конституции Российской Федерации гарантирует
гражданам государственную защиту прав и свобод. Исполнительное производство
я ...
Применение арбитражами коллизионных норм иностранного права
В настоящее время вследствие расширения международного
торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества
значительно возросло число споров с участием иностранных лиц, ...