Этапы развитии уголовного законодательства по преступлениям связанным с
предметами имеющими особенную ценностьМатериалы / Уголовная ответственность хищение предметов, имеющих особую ценность / Этапы развитии уголовного законодательства по преступлениям связанным с
предметами имеющими особенную ценностьСтраница 3
Нововведением УК РФ от 1996 г. является выделение в самостоятельный состав преступления и отнесение его к разряду преступлений против собственности хищения предметов, имеющих особую ценность. Данная норма регулирует ответственность за посягательства на историческую, научную, художественную или культурную ценность, совершенные любым способом.
По сравнению с прежним УК, в новом нормы, предусматривающие ответственность за преступное посягательство на исторические, научные или культурные ценности, несколько видоизменились, стали более совершенными и юридически четкими. В него включены четыре статьи: 164 (Хищение предметов, имеющих особую ценность); 188 ч.2. (Контрабанда); 190 (Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран); 243 (Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры).
В статье 164 УК РФ, устанавливающей ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую ценность, теперь содержится вторая часть. В части 1 данной статьи все преступления, посягающие на культурные ценности, кроме их уничтожения или разрушения, отнесены к разряду тяжких и наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет.
В соответствии со статьей 35 общей части УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, ранее договорившиеся о совместном совершении преступления и влечет за собой более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных УК РФ.
В ч.2 данной стати хищение предметов или документов, имеющих особую ценность, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо неоднократно, либо повлекшее их уничтожение, порчу или разрушение относится к разряду особо тяжких преступлений и наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Резкий рост хищений культурных ценностей, находящихся в частной собственности, в частных коллекциях не случаен. Для профессиональных преступников совершить кражу (а они занимают основную долю в хищениях ценностей), даже при установленной сигнализации в пустой квартире всегда проще, нежели проникнуть не только в поставленные на сигнализацию, но и охраняемые музеи, и иные места хранения историко-культурных ценностей. Хищение предметов, имеющих особую ценность, исходя из исключительной ценности предмета посягательства, является одним из наиболее опасных корыстных посягательств. В этой связи анализ его состава представляет значительный интерес как с точки зрения теории уголовного права, так и правоприменительной практики. Требует уточнения момент окончания данного преступления. Вопрос о субъекте данного преступления также нуждается в уточнении. В комментариях к данной статье говорится, что субъектом рассматриваемого преступления, совершенного путем кражи, грабежа и разбоя, могут быть лица, достигшие 14 лет, а хищения, совершенного иными способами, - лица, достигшие 16-летнего возраста. А по общему правилу уголовная ответственность за такие формы хищения, как кража, вымогательство, грабеж, разбой, ответственность наступает с 14-ти летнего возраста, по ст. 164 УК РФ - с 16 лет. Прежде всего, необходимо законодательно определить понятие «предметов, имеющих особую ценность». В практике применения ст.164, ст. 188 ч.2 и ст. 190 УК РФ для определения предметов под подающих под действия УК используются ссылки на два различных закона: ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Наиболее эффективно устранить все рассмотренные выше проблемы возможно только на законодательном уровне.
Смотрите также
Полномочия адвокатской палаты субъектов Российской Федерации
Актуальность данной контрольной
работы на тему, полномочия адвокатской палаты субъектов Российской Федерации,
заключается в следующем: становление гражданского общества и правового
государс ...
Развитие института суда присяжных в России
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на протяжении своей истории
российский суд присяжных не оставался статичным, а органично развивался в
соответствии с изменениями, происходящими ...
Причины появления и пути преодоления правового нигилизма
В соответствии со ст. 1
Конституции РФ Российская Федерация – это демократическое правовое
государством. Однако, несмотря на эту норму, провозглашенную при принятии
Конституции РФ 1993 г., ...