Этапы развитии уголовного законодательства по преступлениям связанным с
предметами имеющими особенную ценностьМатериалы / Уголовная ответственность хищение предметов, имеющих особую ценность / Этапы развитии уголовного законодательства по преступлениям связанным с
предметами имеющими особенную ценностьСтраница 1
Законодательство об ответственности за преступления, посягающие на предметы имеющие особую ценность в своем развитии прошло длительный этап эволюции. В источниках российского уголовного права досоветского периода ответственность за данные преступления не выделялась и регулировалась нормами ха конкретный вид хищения.
Первые советские Уголовные кодексы 1922 и 1926 гг. восприняли идею Уголовного Уложения о единой уголовно-правовой охране государственного, общественного и личного имущества и подразделении преступлений против собственности на хищения и иные посягательства. Согласно УК РСФСР 1922 г. кража есть «тайное похищение чужого имущества, находящееся в обладании, пользовании или ведении другого лица или учреждения».
Ответственность за хищения культурных ценностей — наиболее распространенный на практике и опасный вид преступных посягательств — устанавливалась на общих основаниях статьями УК РСФСР о хищениях государственной, общественной и личной собственности граждан.
Согласно п. А,Б. ст. 162 УК РСФСР от 1926 г. «Тайное похищение чужого имущества (кража)» за хищение имущества граждан ( в зависимости от квалификации) предусматривалось наказание от 3 месяцев до 6 месяцев лишения свободы, а согласно п. В,Г за хищение имущества «частным лицом из государственных и общественных складов, вагонов, судов и иных хранилищ или в указанных в предыдущем пункте местах общественного пользования» (в зависимости от квалификации) предусматривалось наказание в виде лишения свободы сроком от 2 лет до 5 лет лишения свободы.
Вместе с тем 8 апреля 1929 г. было принято постановление ВНИК и СНК РСФСР от «О религиозных объединениях», согласно которому имущество церквей и религиозных организаций, а также ценные предметы культа объявлялись собственностью государства, а следовательно, в при квалификации рассматриваемой категории преступлений принималась квалификация преступления «против социалистической собственности».
4 июня 1947 г. Президиумом Верховного Совета СССР были приняты два указа.
Первый — об «уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», второй — об «усилении охраны личной собственности граждан». Согласно первому указу кража или иное хищение колхозного или кооперативного имущества каралась 5-8 годами работ в Исправительнотрудовых лагерях и 7-10 годами, если речь шла о государственном имуществе. В случае повторного совершения преступления, группового хищения или хищения «в крупных размерах», приговор был еще более суровым — от 10 до 25 лет. Вторым указом предусматривалось наказание в виде 5-6 лет лагерей за кражу личной собственности и в зависимости от квалификации до 15 лет.
Согласно действующим законодательствам вплоть до 1994 г. УК РСФСР обеспечивали повышенную охрану социалистической собственности и предусматривали набольшее наказание (сроки лишения свободы) за преступления связанный с хищение имущества.
В развитии уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступные посягательства предметы имеющих особую ценность, можно выделить три этапа.
С 1 января 1961 г. до 1 июля 1994 г., существовала лишь одна уголовно-правовая норма, предусматривающая специальную ответственность за посягательства на культурные ценности — ст. 230 УК РСФСР «Умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников истории и культуры»( ред. Закона РСФСР от 25.07.1962 г), которая входила в раздел «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». Статья предусматривала за умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штрафом до ста рублей.
Смотрите также
Правовое регулирование создания юридического лица
Право всегда существовало не только для отдельных лиц, но и для целых социальных
союзов (род, семья, государство и т.д.). Гражданское право знает два вида субъектов
прав: физические и юридич ...
Социально-демографическая ситуация в муниципальном образовании и пути ее оптимизации
Комплексный анализ развития муниципального
образования и формирование стратегии социально-экономического и инновационного развития
- важнейшие инструменты регионального развития. Их базовой ...
Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства
Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года развитие
институтов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП)
определяется как одно из с ...